На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
П. А. Медведевым, В. М. Резником,
Л. В. Пепеляевой, В. А. Тарачевым

Проект № 265133-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма"

Статья 1

Внести в Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 44, ст. 4296, 2004, № 31, ст. 3224) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания: "организации, осуществляющие прием у физических лиц платежей за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги по поручению лиц, предоставляющих соответствующие услуги.";

2) в статье 7: в подпункте 1 пункта 1 после слов "или иным имуществом (клиента)," дополнить словами "за исключением случаев, установленных пунктами 11 и 12 настоящей статьи";

в подпункте 2 пункта 1 после слов "по установлению и идентификации выгодоприобретателей" дополнить словами ", за исключением случаев, установленных пунктами 11 и 12 настоящей статьи": дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:

"11. Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30000 рублей:

- связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);
- связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных услуг, иных услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также платежей за услуги связи;
- связанных с оплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;
- связанных с оплатой алиментов.

12. При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводится, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.";

в абзаце третьем пункта 5 после слов "либо его представителя" дополнить словами ", за исключением случаев открытия физическим лицом счета (вклада) в той же кредитной организации, в которой на момент заключения нового договора банковского счета (вклада) у данного лица уже открыт счет (вклад), и при условии, что ранее данное физическое лицо (его представитель) был идентифицирован кредитной организацией в предусмотренном порядке и сведения, полученные в результате такой идентификации, не изменились;".


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Настоящий законопроект направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ), обусловленных как выявленными правоприменительной практикой недостатками данного Закона, так и изменениями, вносимыми в смежное законодательство.
В январе 2006 года Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект, которым предлагается внести изменение в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Указанным изменением предусмотрено, что к банковским операциям не относятся операции по приему  наличных денежных средств за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемые юридическими лицами на условиях договора поручения с лицами, предоставляющими соответствующие услуги. Таким образом, право принимать указанные платежи предоставляется не только кредитным организациям, но любым юридическим лицам, заключившим соответствующий договор.
При этом, Закон № 115-ФЗ в статье 5 устанавливает исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (для целей этого Закона). Для организаций, включенных в данный перечень, в том числе кредитных организаций, в соответствии со статьями 6 (пункт 4) и 7 Закона № 115-ФЗ это означает обязанность принимать меры по предотвращению легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Соответственно, осуществление юридическими лицами операций по приему платежей от населения без проведения установленных мероприятий будет противоречить целям Закона № 115-ФЗ, а также международным  обязательствам Российской Федерации в данной области.
В связи с изложенными предлагается дополнить перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включив в него организации, осуществляющие прием у населения указанных платежей.
Кроме того, нормой, содержащейся в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на их обслуживании. В связи с этим сложилась ситуация, когда кредитные организации при проведении по поручению физических лиц операций по переводу денежных средств на незначительные суммы (в частности, при оплате коммунальных услуг, жилого помещения, услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также при осуществлении платежей, связанных с расчетами с бюджетами всех уровней и т.п.) требуют предъявления документов, позволяющих идентифицировать плательщиков, что порождает огромные очереди и недовольство со стороны населения. В случае предоставления права принимать некоторые платежи любым юридическим лицам с одновременным возложением на них обязанностей, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, ситуация еще более обострится. В то же время операции по проведению такого рода платежей, учитывая статус получателя денежных средств, равно как и назначение платежа, не представляют собой какой-либо опасности с точки зрения легализации преступных доходов.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в Закон № 115-ФЗ, исключив из него обязанность идентифицировать клиента при осуществлении некоторых операций по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 30 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, подразумевается возможность ограничения проведения данного вида банковских операций без идентификации личности в определенных случаях, описываемых в соответствующих федеральных законах. Однако статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что идентификация клиентов проводится при совершении всех операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами, что фактически нивелирует  смысл статьи 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным освободить организации, занимающиеся операциями с денежными средствами и иным имуществом, от обязанности идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в данной организации, при осуществлении им купли-продажи иностранной валюты на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
 
 

Версия для печати

« Назад