На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В.С.Плескачевским, А.А.Агеевым,
Е.И.Богомольным, А.Б.Каноковым,
Л.В.Пепеляевой, М.С.Рохмистровым,
Д.В.Саблиным, А.С.Шибалкиным


Проект № 48508-4


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю"

Статья 1

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700 (ч. 1) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 16 слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменить словами "федеральными законами".

2) статью 17 изложить в следующей редакции:

"Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".

3) статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации"

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".

4) Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Муниципальная собственность на землю

1. Муниципальной собственностью являются земли, находящиеся в собственности муниципальных образований – городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий городов федерального значения.

2. В собственности муниципальных образований находятся земельные участки, которые признаны таковыми настоящим Кодексом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые приобретены муниципальными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148; 2003, № 28, ст. 2875) следующие изменения:

1) дополнить после статьи 3 новой статьей 31 следующего содержания:

"Статья 31

1. Если земельные участки, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, не включены в утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона актами Правительства Российской Федерации перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо на такие земельные участки не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов Российской Федерации, право собственности муниципальных образований, то право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов Российской Федерации и право собственности муниципальных образований регистрируется на земельные участки, которые являются федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной собственностью в соответствии с настоящей статьей.

2. Федеральной собственностью являются земельные участки: которые признаны находящимися в собственности Российской Федерации федеральными законами; предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, государственным унитарным предприятиям, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

3. Собственностью субъектов Российской Федерации являются земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи: которые признаны находящимися в собственности субъектов Российской Федерации федеральными законами; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, государственным унитарным предприятиям, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, а также приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; фонда перераспределения земель.

В целях сохранения единства городского хозяйства собственностью субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются также земельные участки, указанные в пункте 4 настоящей статьи.

4. Муниципальной собственностью являются земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, включая земельные участки:

- которые признаны находящимися в собственности муниципальных образований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; предоставленные органам местного самоуправления, а также муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, муниципальным унитарным предприятиям, которые созданы органами местного самоуправления;

- на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, а также приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности муниципальных образований; земель запаса в границах муниципальных образований;

- иные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах муниципальных образований.

При этом собственностью муниципальных образований – муниципальных районов, собственностью муниципальных образований – поселений и собственностью муниципальных образований – городских округов являются следующие земельные участки:

- собственностью муниципальных районов являются земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также земельных участков, которые являются собственностью поселений в соответствии с настоящей статьей, которые признаны находящимися в собственности муниципальных районов федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- предоставленные органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, муниципальным унитарным предприятиям, которые созданы органами местного самоуправления муниципальных районов, а также предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах межселенных территорий муниципальных районов;

- в границах межселенных территорий муниципальных районов, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципальных районов, приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности муниципальных районов;

- земель запаса в границах межселенных территорий муниципальных районов;

- собственностью поселений являются земельные участки, за исключением указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также земельных участков, которые являются собственностью муниципальных районов в соответствии с настоящей статьей, которые признаны находящимися в собственности поселений федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- предоставленные органам местного самоуправления поселений, а также муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, муниципальным унитарным предприятиям, которые созданы органами местного самоуправления поселений;

- на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности поселений, приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности поселений;

- иные земельные участки в границах поселений;

- собственностью городских округов являются земельные участки, за исключением указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, которые признаны находящимися в собственности городских округов федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- предоставленные органам местного самоуправления городских округов, а также муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, муниципальным унитарным предприятиям, которые созданы органами местного самоуправления городских округов;

- на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности городских округов, приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности городских округов;

- иные земельные участки в границах городских округов.

Муниципальной собственностью в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге являются земельные участки, переданные из собственности указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов Российской Федерации, право собственности муниципальных образований на земельные участки, возникающие по основаниям, указанным в статьях 17, 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации, регистрируются на основании заявлений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в трехдневный срок с даты подачи заявления о государственной регистрации права обязаны уведомить о представлении документов на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. К уведомлению прилагается копия расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, выданной учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При получении уведомления и копии расписки в получении документов на государственную регистрацию прав уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления рассматривает их с учетом сведений государственных кадастров, реестров и иных информационных ресурсов, позволяющих определить принадлежность земельных участков к соответствующей категории земель.

6. Акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов Российской Федерации, право собственности муниципальных образований на земельные участки, включенные в утвержденные актами Правительства Российской Федерации перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, регистрируются на основании заявлений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами";

2) пункт 10 статьи 3 признать утратившим силу.

Статья 3

Признать утратившим силу пункт 14 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2003, № 9, ст. 805).

Статья 4

Впредь до государственной регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, которая приостановлена статьей 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805) приостановить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки, занятые указанными объектами культурного наследия.

Статья 5

Признать утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 30, ст. 3060).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Внесение предлагаемых законопроектом изменений обусловлено неэффективностью действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю, предусмотренной Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности". Предусмотренные указанными нормативными правовыми актами правила сложны и определяют объективно длительные сроки завершения процесса. Так, подготовка одного перечня земельных участков в случае отсутствия спора по земельному участку и при наличии всех необходимых документов в среднем занимает 7-9 месяцев. Перечни земельных участков пересылаются в различные инстанции шесть раз и делается три копии всех документов, что влечет за собой высокие материально-технические затраты.

Неэффективность процедуры разграничения государственной собственности на землю подтверждается существующим в настоящее время разрывом между количеством сформированных сведений о земельных участках и количеством зарегистрированных земельных участков. Так, по состоянию на 04.02.2004 Минимуществом России сформированы сведения по 315 тыс. земельных участков, в том числе по 145 тыс. земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, 47 тыс. земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, и 123 тыс. земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем Правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены перечни, включающие только 8351 федеральный земельный участок, 36 земельных участков субъектов Российской Федерации и 45 земельных участков муниципальных образований.

Кроме того, процесс формирования государственной и муниципальной собственности на землю существенно сдерживается несовершенством законодательства, допускающего блокирование процесса разграничения государственной собственности на землю на местах в ходе согласительных и судебных процедур, а также при отказе по неосновательным причинам в согласовании перечней земельных участков, право собственности на которые возникает у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отдельной проблемой является низкий уровень кадастрового учета земельных участков (их число составляет менее 30% от общего количества земельных участков, сведения о которых сформированы при разграничении государственной собственности на землю).

Следует обратить особое внимание, что одновременно с процедурой разграничения государственной собственности на землю сейчас действует процедура регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые признаны находящимися в федеральной собственности федеральными законами (всего 15 федеральных законов). Регистрация права собственности Российской Федерации на такие земельные участки стала возможной только с принятием Земельного кодекса Российской Федерации и внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" в части определения порядка регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в соответствии с федеральными законами. Как показывает практика, такой механизм проведения разграничения государственной собственности на землю более эффективен. Так, в настоящее время территориальными органами Минимущества России в силу федеральных законов зарегистрировано право собственности Российской Федерации уже на 15,6 тыс. земельных участков общей площадью 240 млн. га, в то время как на основании распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации только на 2,88 тыс. земельных участков общей площадью 31,6 тыс. га.

Данный механизм, в случае законодательного изменения схемы разграничения государственной собственности на землю, может быть успешно реализован также по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Проектом федерального закона определены земельные участки, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При определении таких земельных участков за основу приняты основания включения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Вместе с тем учитывалось, что Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" был принят раньше Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки признаются находящимися в соответствующей собственности федеральными законами. В связи с этим некоторые установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" основания внесения земельных участков в перечни земельных участков не включены в законопроект, поскольку рядом федеральных законов земельные участки уже признаны находящимися в соответствующей собственности.

Право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки может возникнуть на основании закона. Так, статьями 17, 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации как в действующей, так и в предлагаемой редакции определено, что в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно предлагаемым дополнениям в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки будет осуществляться в случаях, установленных законом, по заявлениям уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами. При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в трехдневный срок с даты подачи заявления о государственной регистрации права обязаны уведомить о представлении документов на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. К уведомлению прилагается копия расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, выданной учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Реализация норм законопроекта означает, что разграничение государственной собственности на землю произойдет в силу федерального закона с момента его вступления в силу. Учитывая, что инициатором проведения государственной регистрации права собственности на земельные участки будут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, принятие законопроекта позволит каждому уровню власти самостоятельно определять земельные участки, право собственности на которые необходимо зарегистрировать в первую очередь в целях управления и распоряжения ими. При этом необходимо отметить, что основания разграничения государственной собственности на землю определены законопроектом таким образом, что к собственности муниципальных образований будут отнесены все земельные участки, входящие в черту муниципальных образований, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законопроектом являются собственностью Российской Федерации и собственностью субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, с принятием законопроекта отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в Российской Федерации будут отнесены к той или иной форме собственности. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них. Как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить пункт 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Кроме того, предусмотренный законопроектом порядок разграничения государственной собственности на землю между несколькими типами муниципальных образований и определение земельных участков, которые являются муниципальной собственностью, соответствуют положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции). С принятием указанного федерального закона возникла необходимость в разграничении государственной собственности на землю между типами муниципальных образований. Также следует отметить, что нормы законопроекта разработаны с учетом поэтапного изменения системы организации органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приостановлена регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В связи с этим законопроект содержит норму, согласно которой до государственной регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, приостанавливается государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки, занятые указанными объектами культурного наследия.

Силу вышеуказанных положений законопроекта предлагается признать утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" как утрачивающий предмет регулирования.

Принятие законопроекта обеспечит ускорение и упрощение процесса разграничения государственной собственности на землю, снижение затрат на его проведение.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации, Федеральный закон "О введении
в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный
закон "О приватизации государственного
и муниципального имущества" и признании утратившим
силу Федерального закона "О разграничении
государственной собственности на землю"

 
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений обусловлено неэффективностью действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю, предусмотренной Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности". Предусмотренные указанными нормативными правовыми актами правила сложны и определяют объективно длительные сроки завершения процесса. Так, подготовка одного перечня земельных участков в случае отсутствия спора по земельному участку и при наличии всех необходимых документов в среднем занимает 7-9 месяцев. Перечни земельных участков пересылаются в различные инстанции шесть раз и делается три копии всех документов, что влечет за собой высокие материально-технические затраты.
Неэффективность процедуры разграничения государственной собственности на землю подтверждается существующим в настоящее время разрывом между количеством сформированных сведений о земельных участках и количеством зарегистрированных земельных участков. Так, по состоянию на 04.02.2004 Минимуществом России сформированы сведения по 315 тыс. земельных участков, в том числе по 145 тыс. земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, 47 тыс. земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, и 123 тыс. земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем Правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены перечни, включающие только 8351 федеральный земельный участок, 36 земельных участков субъектов Российской Федерации и 45 земельных участков муниципальных образований.
Кроме того, процесс формирования государственной и муниципальной собственности на землю существенно сдерживается несовершенством законодательства, допускающего блокирование процесса разграничения государственной собственности на землю на местах в ходе согласительных и судебных процедур, а также при отказе по неосновательным причинам в согласовании перечней земельных участков, право собственности на которые возникает у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Отдельной проблемой является низкий уровень кадастрового учета земельных участков (их число составляет менее 30% от общего количества земельных участков, сведения о которых сформированы при разграничении государственной собственности на землю).
Следует обратить особое внимание, что одновременно с процедурой разграничения государственной собственности на землю сейчас действует процедура регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые признаны находящимися в федеральной собственности федеральными законами (всего 15 федеральных законов). Регистрация права собственности Российской Федерации на такие земельные участки стала возможной только с принятием Земельного кодекса Российской Федерации и внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" в части определения порядка регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в соответствии с федеральными законами. Как показывает практика, такой механизм проведения разграничения государственной собственности на землю более эффективен. Так, в настоящее время территориальными органами Минимущества России в силу федеральных законов зарегистрировано право собственности Российской Федерации уже на 15,6 тыс. земельных участков общей площадью 240 млн. га, в то время как на основании распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации только на 2,88 тыс. земельных участков общей площадью 31,6 тыс. га.
Данный механизм, в случае законодательного изменения схемы разграничения государственной собственности на землю, может быть успешно реализован также по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проектом федерального закона определены земельные участки, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При определении таких земельных участков за основу приняты основания включения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Вместе с тем учитывалось, что Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" был принят раньше Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки признаются находящимися в соответствующей собственности федеральными законами. В связи с этим некоторые установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" основания внесения земельных участков в перечни земельных участков не включены в законопроект, поскольку рядом федеральных законов земельные участки уже признаны находящимися в соответствующей собственности.
Право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки может возникнуть на основании закона. Так, статьями 17, 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации как в действующей, так и в предлагаемой редакции определено, что в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно предлагаемым дополнениям в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки будет осуществляться в случаях, установленных законом, по заявлениям уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами. При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в трехдневный срок с даты подачи заявления о государственной регистрации права обязаны уведомить о представлении документов на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. К уведомлению прилагается копия расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, выданной учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализация норм законопроекта означает, что разграничение государственной собственности на землю произойдет в силу федерального закона с момента его вступления в силу. Учитывая, что инициатором проведения государственной регистрации права собственности на земельные участки будут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, принятие законопроекта позволит каждому уровню власти самостоятельно определять земельные участки, право собственности на которые необходимо зарегистрировать в первую очередь в целях управления и распоряжения ими. При этом необходимо отметить, что основания разграничения государственной собственности на землю определены законопроектом таким образом, что к собственности муниципальных образований будут отнесены все земельные участки, входящие в черту муниципальных образований, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законопроектом являются собственностью Российской Федерации и собственностью субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, с принятием законопроекта отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в Российской Федерации будут отнесены к той или иной форме собственности. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них. Как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить пункт 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, предусмотренный законопроектом порядок разграничения государственной собственности на землю между несколькими типами муниципальных образований и определение земельных участков, которые являются муниципальной собственностью, соответствуют положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции). С принятием указанного федерального закона возникла необходимость в разграничении государственной собственности на землю между типами муниципальных образований. Также следует отметить, что нормы законопроекта разработаны с учетом поэтапного изменения системы организации органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приостановлена регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В связи с этим законопроект содержит норму, согласно которой до государственной регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, приостанавливается государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки, занятые указанными объектами культурного наследия.
В силу вышеуказанных положений законопроекта предлагается признать утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" как утрачивающий предмет регулирования.
Принятие законопроекта обеспечит ускорение и упрощение процесса разграничения государственной собственности на землю, снижение затрат на его проведение.

Версия для печати

« Назад