Вносится депутатами
Государственной Думы
В.М.Резником, Л.В.Пепеляевой,
Д.Г.Волчеком и членом Совета Федерации Д.Н.Ананьевым 
 
 
                    Проект №6878-5
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами"
 
Статья 1
Статью 131 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года
№ 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2006, № 31, ст. 3439) изложить в следующей редакции:
"Статья 131.

Условия приема платежей физических лиц, осуществляемого организациями, не являющиеся кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями
 
Кредитная организация вправе привлекать организации, не являющиеся кредитными организациями, и индивидуальных предпринимателей (далее - банковские платежные агенты) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица за товары, работы, услуги, или для зачисления на их банковский счет, а также для передачи распоряжений физических лиц кредитной организации об осуществлении расчетов по их банковским счетам, и составления документов, подтверждающих соответствующие операции (далее - прием платежей физических лиц), не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
Банковские платежные агенты при приеме платежей физических лиц обязаны иметь договор об осуществлении приема платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей.
Банковский платежный агент для осуществления приема платежей физических лиц должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении приема платежей физических лиц, по условиям которого Банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц, а также обязан, осуществлять соответствующие расчеты с кредитной организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Банковские платежные агенты не вправе передоверить другим лицам осуществление приема платежей физических лиц.
Кредитная организация, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении приема платежей физических лиц обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц, в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком Росси.
Кредитная организация обязана вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении приема платежей физических лиц, с указанием по каждому банковскому платежному агенту всех мест приема платежей физических лиц. Указанный перечень должен быть доступен для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Банковские платежные агенты при осуществлении приема платежей физических лиц, обязаны предоставлять в Банк России по его запросам информацию, в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России.
Исполнение обязательств банковского платежного агента перед кредитной организацией по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении приема платежей физических лиц.
Банковские платежные агенты при приеме платежей физических лиц обязаны использовать контрольно-кассовую технику, с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Банковские платежные агенты при приеме платежей физических лиц обязаны обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление физическим лицам следующей информации:
1) адрес места приема платежей;
2) наименование и место нахождения кредитной организации, а также ее идентификационный номер налогоплательщика;
3) номер лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций;
4) реквизиты договора об осуществлении приема платежей физических лиц между банковским платежным агентом и кредитной организацией;
5) информация о размере вознаграждения уплачиваемого физическим лицом, в случае его взимания, а также о видах и размерах иных расходов физического лица, связанные с осуществлением приема платежей физических лиц;
6) номера контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации;
7) номера контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прием банковскими платежными агентами от физических лиц денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый банковскими платежными агентами физическим лицам и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа – кассовый чек;
2) общую сумму принятых денежных средств;
3) наименование платежа, оплаченного товара (работ, услуг);
4) размер вознаграждения уплачиваемого физическим лицом, в случае его взимания, а также виды и размеры иных расходов физического лица, связанные с осуществлением приема платежей физических лиц;
5) дату, время приема денежных средств, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения банковского платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении приема платежей физических лиц.
Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Кассовый чек, выдаваемый банковскими платежными агентами физическим лицам и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен содержать также иные реквизиты, в случаях, если это предусмотрено частью восемнадцатой настоящей статьи, договором, предусмотренным частью второй настоящей статьи.
Банковские платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы или банкоматы, содержащие в своем составе контрольно-кассовую технику, и обеспечивающие в автоматическом режиме:
1) предоставление физическим лицам информации, предусмотренной частью десятой настоящей статьей;
2) прием от физических лиц информации о наименовании получателя платежа, о наименовании платежа, товара (работы или услуги), о размере вносимых банковскому платежному агенту денежных средств, включая вознаграждение уплачиваемое физическим лицом, в случае его взимания, а также иные расходы физического лица, связанные с осуществлением приема платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых физическими лицами;
4) печать кассового чека и его предоставление физическому лицу, после приема внесенных денежных средств.
Банкоматы, используемые банковскими платежными агентами при приеме платежей физических лиц, должны обеспечивать в автоматическом режиме принятие от физических лиц денежных средств для зачисления на их банковский счет, передачу распоряжений физических лиц кредитной организации об осуществлении расчетов по их банковским счетам, а также составление документов, подтверждающих соответствующие операции.
Платежные терминалы или банкоматы, используемые банковскими платежными агентами при приеме платежей физических лиц, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление иной информации и выполнение иных функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Применяемый банковским платежным агентом платежный терминал или банкомат должен включать в свой состав контрольно-кассовую технику, быть исправен, опломбирован банковским платежным агентом, использующим его, а также обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера.
Применять иные устройства, не являющиеся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента, не допускается.
Положение части пятнадцатой настоящей статьи не распространяется на прием платежей физических лиц, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведение идентификации физического лица, осуществляющего платеж.
Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала и банкомата, должна иметь фискальную память, контрольную ленту и соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата, банковский платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.".
Статья 2
Часть четвертую статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,     № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2004, № 52, ст. 5275; 2006, №  31, ст. 3439)  изложить в следующей редакции:
"При использовании наличной формы расчетов оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате оказанных услуг (выполненных работ) считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.".
 
Статья 3
Абзац одиннадцатый статьи 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3446; 2007, № 49, ст. 6036) изложить в следующей редакции:
"операторы по приему платежей, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковские платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.".
Статья 4
Статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14) дополнить     частью 15 следующего содержания:
"15. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"платежный терминал - устройство, для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации, платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц, или банковского платежного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности), наличных денежных расчетов;
банкомат - устройство, для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности), наличных денежных расчетов, и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.";
2) статью 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.";
3) в пункте 1 статьи 4:
а) абзац второй после слов "индивидуальными предпринимателями" дополнить словами "(за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов или банкоматов)";
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11.Контрольно-кассовая техника в составе платежных терминалов или банкоматов должна:
быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
иметь опломбированный корпус, фискальную память с накопителями фискальной памяти, а также контрольную ленту и часы реального времени;
обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
в фискальном режиме передавать с использованием информационно-телекоммуникационных систем платежного терминала или банкомата организации или индивидуальному предпринимателю зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и в первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющего контрольно-кассовую технику;
эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;
быть исправной и иметь паспорт установленного образца;
соответствовать образцу, представленному в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр.";
4) в статье 5:
а) в абзаце первом слово "Организации" заменить словами  "1. Организации", после слов "контрольно-кассовую технику" дополнить словами "(за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов или банкоматов)";
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Кредитные организации (при осуществлении наличных денежных расчетов, не связанных с использованием банковского счета плательщика (клиента) в кредитной организации), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:
использовать контрольно-кассовую технику в составе платежных терминалов или банкоматов;
осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти предоставлять налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники; применять исправную и опломбированную в установленном порядке контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;
эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;
выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, установкой пломб и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;
предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.";
в) дополнить пунктом 3  следующего содержания:
"3. Кредитные организации при осуществлении наличных денежных расчетов, не связанных с использованием банковского счета плательщика (клиента) в кредитной организации, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.";
 
5) абзац первый статьи 6 после слов контрольно-кассовую технику дополнить словами следующего содержания:
"(за исключением кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику в составе платежных терминалов или банкоматов при осуществлении наличных денежных расчетов, не связанных с использованием банковского счета плательщика (клиента) в кредитной организации)".
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
2. После 1 июля 2009 года, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение платежных терминалов или банкоматов без использования контрольно-кассовой техники, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, не допускается.
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
 
 
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - законопроект) разработан в целях приведения действующего законодательства в соответствии с положениями Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Законопроект содержит шесть статей и предполагает внесение изменений в следующие законодательные акты:
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Предусмотренные законопроектом изменения позволят устранить следующие противоречия.
1. Действующая редакция статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает возможность коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией, принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные. Учитывая, что Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предъявляются различные специальные требования к осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц, законопроектом предлагается предъявить аналогичные требования к деятельности по приему платежей, осуществляемой в соответствии с банковским законодательством.
2. Статья 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" относит к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, организации, не являющиеся кредитными организациями и осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. В связи с тем, что деятельность указанных организаций является аналогичной деятельности, осуществляемой платежными агентами и регулируемой Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", предлагается распространить действие Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" также и на платежных агентов.
Аналогичные изменения, предлагаемые в целях распространения норм закона на деятельность платежных агентов, вносятся в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
3. Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации с целью наделения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям, право осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений и собственниками при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
4.Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данные изменения направлены на обеспечение реализации норм Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", предусматривающих обязательное применения контрольно-кассовой техники, а также распространение аналогичных требований на банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства.