На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

 
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.М.Резником, Л.В.Пепеляевой,
Д.Г.Волчеком и членом Совета Федерации Д.Н.Ананьевым 
 
 
                        Проект № 68783-5
 
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"

 
 
 
Статья 1.    Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
 
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при приеме платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком за товары, работы, услуги.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
2) между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4 ) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
 
Статья 2.    Основные понятия настоящего Федерального закона
 
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
2) плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств, в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц;
4) оператор по приему платежей – платежный агент, заключивший с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент – платежный агент, заключивший с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
6) платежный терминал – устройство для приема платежей физических лиц, функционирующее в автоматическом режиме, без участия уполномоченного лица платежного агента, включающее в свой состав контрольно-кассовую технику.
 
Статья 3.    Деятельность по приему платежей физических лиц
 
1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее – прием платежей), в целях настоящего Федерального закона, признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком за товары, работы, услуги, а также осуществление соответствующих расчетов с поставщиком.
2. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, с момента их передачи платежному агенту.
3. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).
 
Статья 4.    Условия осуществления приема платежей
 
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика, осуществлять прием от плательщиков денежных средств, в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком, в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. Оператор по приему платежей должен предоставлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о своей деятельности в объемах, порядке и сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.
4. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком  договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
5. Платежные субагенты осуществляют прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика.
6. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей, осуществлять прием денежных средств плательщиков, в соответствии с условиями договора, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с оператором по приему платежей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
7. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
8. Платежные агенты при приеме платежей обязаны использовать контрольно-кассовую технику, с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
9. Платежные агенты при приеме платежей обязаны обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:
1) адрес места приема платежей;
2) наименование и место нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента, в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационные номера налогоплательщика;
3) наименование поставщика;
4) реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом, в случае приема платежа платежным субагентом;
5) информация о размере вознаграждения уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
6) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента (в случае приема платежа платежным субагентом);
7) номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Платежные агенты при приеме платежей обязаны иметь договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей.
 
Статья 5.    Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику
 
1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
2. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа – кассовый чек;
2) общую сумму принятых денежных средств;
3) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
4) размер вознаграждения уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента (в случае приема платежа платежным субагентом).
3. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее 3 лет.
4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты, в случаях, если это предусмотрено договорами, указанными в статье 4 настоящего Федерального закона.
 
 
 
Статья 6.    Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц
 
1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы, содержащие в своем составе контрольно-кассовую технику, и обеспечивающие в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы или услуги), за который исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, включая вознаграждение уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассового чека и его предоставление плательщику, после приема внесенных денежных средств.
2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление иной информации и выполнение иных функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен быть исправен и опломбирован платежным агентом, использующим платежный терминал, а также обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера.
4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна иметь фискальную память, контрольную ленту и соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
6. Применять иные устройства, не являющиеся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица организации и индивидуального предпринимателя, не допускается.
7. Положения части 1 настоящей статьи не распространяется на прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведение идентификации физического лица, осуществляющего платеж.
 
 
 
Статья 7.    Заключительные положения и переходные положения
 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
 
В настоящее время среди населения широкое распространение получила услуга по приему различных социально значимых платежей путем внесения денежных средств организациям и предпринимателям, осуществляющим доведение полученных средств до получателя. Как правило, подобный прием платежей осуществляется с использованием различных технических устройств, в том числе так называемых терминалов.
Вместе с тем, специальное нормативное правовое регулирование данной сферы деятельности практически отсутствует, а осуществление этой деятельности, основанное исключительно на общих гражданско-правовых началах, приводит к неоднозначной правоприменительной практике и различным злоупотреблениям со стороны как контролирующих органов, так и участников данного рынка.
Сложившаяся ситуация сдерживает развитие и применение новых технологий в данной области, а также осложняет защиту прав потребителей.
В 2006 году была предпринята попытка урегулировать данный вопрос путем внесения изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которыми платежи физических лиц рассматриваются как возможность осуществления отдельных банковских операций коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией.
Однако, принятые изменения не позволили решить всех проблем, внесли неясность в рассматриваемую деятельность и тем самым подтвердили необходимость отдельного законодательного регулирования.
С учетом этого был подготовлен проект федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - законопроект), всесторонне охватывающий нормативное правовое регулирование данной деятельности.
Целями законопроекта являются обеспечение для населения доступности товаров, работ и услуг, путем регулирования деятельности по их оплате; создание дополнительных условий для развития предпринимательской деятельности; расширение способов расчетов с участием физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Законопроект предполагает урегулировать отношения, возникающие при приеме платежным агентом от физического лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком за товары, работы, услуги. Законопроектом раскрывается содержание и условия осуществления деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, а также закрепляются основные понятия, используемые для целей будущего федерального закона.
Основной правовой конструкцией, на которой основывается деятельность по приему платежей физических лиц, является договор, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Особое место в законопроекте занимают нормы, направленные на защиту прав плательщика. Например, в законопроекте предъявляются особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, в том числе содержится указание на обязательность наличия отдельных реквизитов.
Кроме того, законопроект возлагает на платежных агентов обязанность обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной в законопроекте информации.
В качестве одного из условий осуществления деятельности по приему платежей физических лиц законопроект определяет обязательность использования контрольно-кассовой техники, а также соблюдение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Законопроект устанавливает специальные требования к автоматическим устройствам, применяемым для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица (платежные терминалы), и запрещает применять иные устройства, не являющиеся платежными терминалами.
Принятие законопроекта обеспечит завершение процесса законодательного урегулирования и упорядочивания отношений в сфере приема платежей физических лиц, а также обеспечит прозрачность в осуществлении данной деятельности.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства.
Функция государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц, предусмотренная законопроектом, будет выполняться в рамках существующего финансирования и штатной численности соответствующих органов.
 

Версия для печати

« Назад