На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В. М. Резником
Л. В. Пепеляевой


Проект № 498603-4


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О биржах и организованных торгах

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с проведением организованных торгов, а также распространением ценовой информации в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на торги, проводимые в форме аукционов и конкурсов в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство об организованных рынках

Отношения, связанные с проведением организованных торгов и распространением ценовой информации, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Глава 2. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТОРГИ

Статья 3. Понятие организованных торгов

1. К организованным торгам относятся биржевые торги и внебиржевые торги. Организованные торги характеризуются одновременно следующими признаками:
1) лица, участвующие в торгах, осуществляют действия, направленные на согласование условий договоров, предмет которых соответствует требованиям настоящего Федерального закона;
2) торги осуществляются в соответствии с установленным организатором торгов порядком, включающим порядок допуска лиц к участию в торгах, порядок согласования условий договоров, порядок допуска к торгам предметов договоров, заключаемых на торгах.
2. Биржевыми торгами признаются организованные торги, отвечающие следующим требованиям:
договоры на организованных торгах заключаются только на основании безадресных заявок или адресных заявок, адресованных лицу, выполняющему функции центрального контрагента (далее - центральный контрагент);
лицо, проводящее организованные торги, устанавливает требование об исполнении или прекращении обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах, в процессе централизованного клиринга таких обязательств (клиринга обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах с участием центрального контрагента).
3. Внебиржевыми торгами признаются организованные торги, договоры на которых заключаются на основании адресных и (или) безадресных заявок. При этом лицо, проводящее организованные торги, вправе не устанавливать требование об исполнении или прекращении обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах, в процесс клиринга таких обязательств.

Статья 4. Организаторы торгов

1. В целях настоящего Федерального закона организаторами торгов признаются биржи и торговые системы. Организаторами торгов могут быть только юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации.
2. Организованные торги проводятся: биржами на основании лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов и торговыми системами на основании лицензии на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов.
3. Организатор торгов обязан иметь правила организованных торгов, соответствующие требованиям федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам. Организатор торгов вправе приступить к проведению организованных торгов с даты вступления в силу соответствующих правил организованных торгов.
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут являться акционерами, участниками или членами юридических лиц - организаторов торгов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
5. Организатор торгов не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему).
6. Организатор торгов обязан осуществлять деятельность по проведению организованных торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, правилами организованных торгов, иными внутренними документами организаторов торгов.
7. Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность организатора торгов подлежит обязательному аудиту.
8. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные связанные с организацией торгов права и (или) обязанности бирж, не предусмотренные настоящим Федеральным законом для организаторов торгов.

Статья 5. Участник торгов

1. Участником торгов является лицо, допущенное организатором торгов в соответствии с правилами организованных торгов к совершению действий, необходимых для согласования условий договоров на организованных торгах. Участник торгов вправе принимать участие только в тех организованных торгах, к которым он допущен в соответствии с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правил организованных торгов. Иные лица могут совершать операции на организованных торгах исключительно при посредничестве участников торгов.
2. Участие в организованных торгах могут принимать лица, которым соответствующее право предоставлено в силу указания федеральных законов, а также лица отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами, правилами организованных торгов.
3. Участие в организованных торгах, на которых заключаются договоры, устанавливающие обязанность продавца передать покупателю товар, а обязанность покупателя уплатить продавцу денежные средства за товар, могут принимать любые юридические лица, допущенные к участию в торгах в соответствии с правилами организованных торгов.
При этом к товарам относятся вещи, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть предметом договоров, заключаемых на организованных торгах, за исключением ценных бумаг и иностранной валюты.
4. Участие в организованных торгах, на которых заключаются договоры, предусматривающие обязанность продавца передать покупателю ценные бумаги, а обязанность покупателя уплатить продавцу денежные средства за ценные бумаги, могут принимать лица, обладающие лицензией на право осуществления брокерской или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности по управлению ценными бумагами.
5. Участие в организованных торгах, на которых заключаются договоры, предусматривающие обязанность продавца передать покупателю иностранную валюту, а обязанность покупателя уплатить денежные средства за иностранную валюту, могут принимать кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять операции со средствами в иностранной валюте.
6. Участие в организованных торгах, на которых заключаются договоры, предусматривающие:
обязанность стороны (сторон) передать товар (товары), ценную бумагу (ценные бумаги), иностранную валюту (иностранные валюты) и уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) на товары, ценные бумаги, курса (курсов) иностранной валюты (иностранных валют) или значения (значений), рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей;
исключительно обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) на товары, ценные бумаги, курса (курсов) иностранной валюты (иностранных валют), процентные ставки или значения (значений), рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, относительно которого неизвестно наступит оно или нет, и не предусматривающие обязанности по передаче товара, ценных бумаг и иностранной валюты,
- могут принимать лица, обладающие лицензией на право осуществления брокерской или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности по управлению ценными бумагами.
Участие в организованных торгах, на которых заключаются договоры, предусматривающие обязанность стороны (сторон) передать иностранную валюту и уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения курса (курсов) иностранной валюты (иностранных валют), могут принимать кредитные организации, обладающие лицензией на право осуществления брокерской или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности по управлению ценными бумагами, и лицензией Центрального банка Российской Федерации на право осуществления операции со средствами в иностранной валюте.
7. Организатор торгов обязан заключить с участником торгов договор, регулирующий их отношения, связанные с участием в организованных торгах, проводимых организатором торгов. Правила организованных торгов, регулирующие порядок проведения организованных торгов, к которым допущен участник торгов, являются неотъемлемой частью указанного договора.
8. Организатор торгов обязан вести реестр участников торгов. Требования к ведению реестра участников торгов устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам. Организатор торгов присваивает каждому участнику торгов уникальный идентификационный номер (код).
9. Участник торгов не вправе передавать права на участие в организованных торгах другим лицам.
10. Не допускается установление неравноправного положения участников торгов одной категории.
11. Участник торгов обязан соблюдать правила организованных торгов и иные внутренние документы организатора торгов, обеспечивающие проведение организованных торгов.
12. Биржа вправе заключать с участниками торгов договоры о выполнении ими обязательств (функций) маркет-мейкера, заключающихся в выставлении и поддержании участником торгов на биржевых торгах заявок, с соблюдением требований нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
13. Организатор торгов не вправе принимать участие в проводимых им организованных торгах, совершать действия, направленные на согласование условий договоров, за исключением случаев выполнения биржей функций центрального контрагента в соответствии с требованиями федеральных законов.

Статья 6. Предмет договора, заключаемого на организованных торгах

1. Предметом договора, заключаемого на организованных торгах, могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, удовлетворяющие требованию взаимозаменяемости (однородности) и допущенные к организованным торгам в соответствии с правилами организованных торгов.
2. Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться дополнительные требования к предмету договора, заключаемого на организованных торгах.

Статья 7. Условия договора, заключаемого на организованных торгах

1. Договор на организованных торгах, заключается на условиях, о которых участники торгов - стороны договора достигли согласия на организованных торгах с соблюдением требований федеральных законов, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правил организованных торгов.
2. Существенными условиями договора, заключаемого на организованных торгах, являются:
1) предмет, в отношении которого заключается договор, его количество (сумма) или способ определения количества (суммы);
2) сроки исполнения обязательств по договору или способы определения таких сроков;
3) иные условия, установленные федеральными законами, правилами организованных торгов, спецификациями.
3. Условия, на которых заключаются договоры на организованных торгах, устанавливаются в заявках, правилах организованных торгов и спецификациях. Условия исполнения обязательств по договору, заключенному на организованных торгах, могут быть установлены документами юридического лица, осуществляющего клиринг обязательств по такому договору.
4. Условия, на которых заключается договор, установленные правилами организованных торгов и документами юридического лица, осуществляющего клиринг обязательств по договору, не могут быть изменены участниками торгов, заключающими договор, за исключением случаев заключения договора на основании адресных заявок, которые не адресованы центральному контрагенту. При этом участники торгов не вправе изменять условия, на которых заключается договор, закрепленные спецификациями.

Статья 8. Способы заключения договоров на организованных торгах

Договоры на организованных торгах заключаются на основании заявок, соответствие условий которых установлено организатором торгов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и правил организованных торгов.

Статья 9. Заявки, подаваемые на организованных торгах

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом заявкой признается предложение участника торгов заключить договор и согласие участника торгов принять предложение заключить договор на условиях, содержащихся в заявке, спецификации и иных документах в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
2. Форма заявки определяется правилами организованных торгов в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных правилами организованных торгов, допускается заключение договора в отношении части количества (суммы) вещей, определенных в соответствии с условиями заявки (частичное исполнение заявки). В случае частичного исполнения заявки количество (сумма) вещей, указанных в частично исполненной заявке уменьшается на количество (сумму) вещей, в отношении которых заключен договор или значение, используемое для определения количества (суммы) вещей, указанное в заявке, уменьшается на количество (сумму) соответствующее количеству (сумме) вещей, в отношении которых заключен договор.
4. Участник торгов вправе отозвать неисполненную заявку, а также частично исполненную заявку в ее неисполненной части в порядке, установленном правилами организованных торгов.
5. Заявка, поданная на организованных торгах, должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать участника торгов, подавшего заявку, а также клиента (клиентов) участника торгов, в интересах которых подана заявка.
6. Заявка, поданная участником торгов, должна быть доведена организатором торгов до участников торгов, которым данная заявка адресована
7. При проведении биржевых торгов участник торгов подает заявки, адресованные всем участникам, принимающим участие в таких торгах (безадресные заявки), а в случае, если биржевые торги проводятся с участием центрального контрагента - заявки, адресованные центральному контрагенту.
8. При проведении внебиржевых торгов участник торгов подает как безадресные заявки, так и заявки, не являющиеся безадресными (адресные заявки).
9. Раскрытие (предоставление) информации об участнике торгов, подавшем заявку, его клиентах, осуществляется организатором торгов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, правил организованных торгов.

Статья 10. Реестр заявок

1. Организатор торгов обязан вести реестр заявок в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. При регистрации заявки в реестре заявок, организатор торгов присваивает данной заявке уникальный идентификационный номер. Организатор торгов регистрирует в реестре заявок все действия (операции), осуществляемые в отношении зарегистрированной заявки: подача заявки, отзыв заявки, полное или частичное исполнение заявки, иные действия (операции).
3. Регистрация организатором торгов действий (операций), совершаемых участниками торгов в отношении заявок, поданных участниками торгов, осуществляется организатором торгов по мере совершения соответствующих действий.

Статья 11. Основания для отказа в регистрации заявок

1. Организатор торгов вправе отказать участнику торгов в регистрации поданной заявки в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правилами организованных торгов.
2. В порядке, установленном правилами организованных торгов, организатор торгов обязан вести учет:
фактов отказа в регистрации заявок с указанием обстоятельств, наступление которых является основанием для отказа в регистрации заявки в соответствии с правилами организованных торгов;
показателей, значения которых могут являться основанием для отказа в регистрации заявки либо данных, используемых для расчета таких показателей.

Статья 12. Заключение договоров  на основании поданных заявок

1. Организатор торгов устанавливает соответствие заявок, зарегистрированных в реестре заявок, исходя из требований настоящего Федерального закона, правил организованных торгов и условий заявок. Соответствие адресной заявки устанавливается организатором торгов только с заявками участника торгов, которому адресована такая заявка.
2. Если иное не предусмотрено правилами организованных торгов, две заявки считаются соответствующими, если:
совпадают предмет договора и вид договора, который должен быть заключен, исходя из условий заявок;
совпадают условия, на которых должен быть заключен договор, определенные в соответствии с содержанием каждой из заявок;
каждая из заявок, содержит встречное по отношению к другой заявке  волеизъявление на заключение договора;
выполняются иные условия, установленные правилами организованных торгов.
3. Из двух заявок, соответствие которых установлено организатором торгов, предложением о заключении договора является заявка, зарегистрированная организатором торгов в реестре заявок ранее, чем соответствующая ей заявка, а согласием на заключение договора - заявка, зарегистрированная организатором торгов в реестре заявок позже, чем соответствующая ей заявка. Договор заключается на условиях, установленных соответствующими заявками с учетом требований правил организованных торгов.
4. Договор считается заключенным на организованных торгах в момент регистрации организатором торгов заявки, содержащей согласие на заключение договора на условиях заявки, содержащей предложение о заключении договора, соответствие которых установлено организатором торгов, а в случае, если правилами организованных торгов предусмотрено, что организатор торгов определяет соответствие заявок после завершения периода, установленного для подачи заявок участниками торгов, – в момент определения организатором торгов соответствия двух заявок после завершения такого периода.
5. Организатор торгов вправе получать от имени участника торгов заявки, адресованные данному участнику торгов. Моментом получения заявок участников торгов, поданных в течение предусмотренного правилами организованных торгов периода, считается момент начала процедуры определения соответствия организатором торгов поданных заявок, установленный правилами организованных торгов.
6. При проведении биржевых организованных торгов биржа обязана обеспечить приоритетное исполнение заявки на покупку или заявки на продажу, имеющей лучшую цену (максимальную цену для заявок на покупку и минимальную цену для заявок на продажу), по сравнению с другими заявками (заявками на покупку (заявками на продажу)), независимо от времени регистрации заявки, имеющей лучшую цену, в реестре заявок (принцип лучшей цены).
7. Требования пункта 6 настоящей статьи не применяются в случае, если правилами организованных торгов предусмотрено, что при проведении биржевых торгов организатор торгов определяет соответствие заявок после завершения периода, установленного для подачи заявок участниками торгов.

Статья 13. Особенности заключения договоров на организованных торгах с участием центрального контрагента

1. Договоры на биржевых торгах могут заключаться с центральным контрагентом, определенным правилами организованных торгов. Заключение договоров участниками торгов с центральным контрагентом на биржевых торгах осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Правила заключения договора, установленные статьей 12 настоящего Федерального закона применяются к заключению договора с центральным контрагентом, если они не противоречат положениям настоящей статьи.
2. В случае заключения договора на организованных торгах с участием центрального контрагента заявкой признается предложение участника торгов центральному контрагенту заключить договор на условиях, содержащихся в заявке, спецификации и иных документах в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Организатор торгов устанавливает соответствие заявок, зарегистрированных в реестре заявок, в соответствии с порядком исполнения заявок, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона.
4. Центральный контрагент заключает договор с каждым из участников торгов, подавшим заявку, соответствие которой другой заявке установлено организатором торгов. Договор заключается на условиях, установленных соответствующими заявками с учетом требований правил организованных торгов.
5. Договоры центрального контрагента с участниками торгов считаются заключенными на биржевых торгах в момент регистрации организатором торгов заявки, регистрируемой позже, по отношению к соответствующей ей заявке, а случае, когда организатор торгов определяет соответствие заявок после завершения периода, установленного для подачи заявок участниками торгов, – в момент определения организатором торгов соответствия двух заявок после завершения такого периода.

Статья 14. Регистрация договоров, заключенных на организованных торгах

1. Организатор торгов осуществляет регистрацию договора, заключенного на проводимых им биржевых торгах или внебиржевых торгах, посредством внесения в реестр заключенных договоров записи, содержащей информацию о заключенном договоре, условиях, на которых он заключен. Ведение реестра заключенных договоров осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правил организованных торгов. Внесение записи в реестр заключенных договоров осуществляется организатором торгов одновременно с заключением договора.
2. Запись в реестре заключенных договоров является подтверждением факта заключения договора, в отношении которого сделана такая запись.
3. Организатор торгов обязан по завершении организованных торгов направить (выдать) каждому участнику торгов выписку из реестра заключенных договоров (биржевое свидетельство или иной документ, предусмотренный правилами организованных торгов), содержащую информацию о договорах, заключенных данным участником торгов.

Статья 15. Требования к ведению реестров и внутреннему учету организатора торгов

Организатор торгов вправе осуществлять ведение реестра участников торгов, реестра заявок, реестра заключенных договоров, а также обеспечивать ведение внутреннего учета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, с использованием электронных носителей информации при условии обеспечения возможности предоставления учитываемой информации на бумажных носителях.

Статья 16. Правила организованных торгов

1. Правилами организованных торгов признается внутренний документ (документы) организатора торгов, определяющие порядок проведения организованных торгов.
2. В правилах организованных торгов, определяющих порядок проведения биржевых торгов или внебиржевых торгов, должны содержаться:
порядок допуска участников торгов к участию в организованных торгах;
порядок допуска к торгам предметов договоров, заключаемых на организованных торгах;
порядок проведения организованных торгов, в том числе порядок приостановления и прекращения торгов;
порядок раскрытия информации;
порядок вступления в силу, а также внесения изменений и дополнений в правила организованных торгов, спецификации.

Статья 17. Порядок допуска к участию в торгах

Внутренний документ организатора торгов, определяющий порядок допуска к участию в торгах, должен содержать:
1) категории участников торгов их права и обязанности;
2) порядок допуска, приостановления и прекращения допуска к участию в торгах участников торгов;
3) порядок регистрации участников торгов, а также порядок приостановления и аннулирования их регистрации;
4) требования к составу информации, предоставляемой участниками торгов организатору торгов, а также порядку предоставления такой информации;
5) меры дисциплинарного воздействия, применяемые к участникам торгов при нарушении ими правил организованных торгов;
6) порядок регистрации лиц, за счет которых участники торгов заключают на организованных торгах договоры (клиентов), а также порядок приостановления и аннулирования их регистрации.

Статья 18. Порядок проведения организованных торгов

Внутренний документ организатора торгов, определяющий порядок проведения биржевых торгов и (или) внебиржевых торгов, должен содержать:
1) указание на вид проводимых организованных торгов: биржевые торги, внебиржевые торги;
2) время проведения организованных торгов (торговый день);
3) требования к заявкам, которые могут подаваться участниками торгов для заключения договоров;
4) порядок подачи заявок, их отзыва, основания отказа в регистрации заявок, поданных участниками торгов;
5) структуру реестра заявок и порядок его ведения организатором торгов;
6) правила определения соответствия заявок;
7) порядок регистрации договоров, заключенных на организованных торгах, в том числе требования к реестру заключенных договоров и порядок его ведения организатором торгов, а также порядок представления (выдачи) участникам торгов выписок из реестра заключенных договоров;
8) порядок приостановления и прекращения организованных торгов;
9) порядок исполнения договоров.

Статья 19. Раскрытие (предоставление) информации организатором торгов

1. Организатор торгов обязан осуществлять раскрытие (предоставление) информации в соответствии с порядком раскрытия (предоставления) информации, устанавливающим:
1) правила предоставления информации участникам торгов;
2) правила предоставления информации федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) правила раскрытия информации любым заинтересованным лицам;
2. Организатор торгов обязан раскрывать любым заинтересованным лицам следующую информацию:
1) учредительные документы организатора торгов;
2) реквизиты имеющихся лицензий;
3) состав органов управления организатора торгов, а также решения, принятые данными органами по вопросам, связанным с деятельностью по проведению организованных торгов;
4) бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату (для квартальной отчетности - не позднее тридцати дней после наступления квартальной отчетной даты, для годовой - не позднее тридцати дней с даты годового собрания, утвердившего такой отчет);
5) спецификации;
6) методики расчета индексов, цен и других показателей, рассчитываемых организатором торгов;
7) информацию о вступлении в силу правил организованных торгов, а также иных документов, подлежащих регистрации федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам;
8) размер платы, взимаемой за оказание услуг по проведению организованных торгов и иных услуг, оказываемых организатором торгов;
9) наименование и место нахождения участников торгов;
10) наименование и местонахождение юридических лиц, обеспечивающих осуществление клиринга обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах;
11) название и место нахождения печатных изданий, в случае, если организатор торгов наряду с сетью Интернет осуществляет раскрытие информации через печатные издания;
12) о предъявлении исков к организатору торгов, связанных с осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, и результатах их рассмотрения;
13) о нарушениях правил организованных торгов иных внутренних документов организатора торгов, определяющих порядок проведения организованных торгов, совершенных участниками торгов, и принятых к ним дисциплинарных мерах;
14) о приостановлении и аннулировании лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов или лицензии на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов;
15) о ценах договоров, заключенных на организованных торгах,  ценах заявок, поданных на организованных торгах, в объеме и порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
16) иную информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, правилами организованных торгов.
3. Раскрытие информации заинтересованным лицам осуществляется на официальном представительстве организатора торгов в сети Интернет, а также иными способами, установленными правилами организованных торгов.
4. Организатор торгов обязан предоставлять участнику торгов следующую информацию:
1) о лучших безадресных заявках, поданных участниками торгов на организованных торгах, в которых участник торгов принимает участие, а также адресных заявках, предназначенных для данного участника торгов. При этом информация о безадресных заявках не должна содержать сведений об участнике торгов, подавшем заявку, и его клиентах, в интересах которых подана заявка. Количество безадресных заявок, информация о которых подлежит раскрытию, определяется правилами организованных торгов в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
2) обо всех заявках, поданных данным участником торгов на организованных торгах, проводимых данным организатором торгов;
3) о договорах, заключенных данным участником торгов на организованных торгах, проводимых организатором торгов;
4) о договорах, заключенных в течение данного торгового дня на организованных торгах, проводимых организатором торгов, в объеме, определяемом правилами организованных торгов в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
5) о показателях, рассчитываемых организатором торгов, значения которых могут являться основанием для отказа в регистрации заявки участника торгов в соответствии с требованиями правил организованных торгов;
6) о технических сбоях, иных обстоятельствах, повлекших невозможность участия в организованных торгах участников торгов;
7) иную информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правилами организованных торгов.
5. Организатор торгов обязан предоставлять федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам следующую информацию:
1) о назначении органов управления и работников организатора торгов и прекращении их полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) о технических сбоях, иных обстоятельствах, повлекших невозможность участия в организованных торгах участников торгов;
3) иную информацию, связанную с проведением организованных торгов, в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правилами организованных торгов.
6. Предоставление информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, осуществляется организатором торгов в соответствии с требованиями федеральных законов.
7. Организатор торгов вправе раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о заключенных на организованных торгах договорах, а также иных операциях, совершаемых на организованных торгах, если при раскрытии соответствующей информации не указываются наименования участников торгов и их клиентов.
8. Раскрытие информации организатором торгов осуществляется способами, в порядке и сроки, установленные правилами организованных торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом, и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 20. Порядок хранения и защиты информации

1. Организатор торгов обязан осуществлять хранение и защиту информации, связанной с деятельностью по проведению организованных торгов, в порядке, установленном внутренним документом организатора торгов. Данный документ организатора торгов должен предусматривать:
1) правила хранения информации, связанной с деятельностью по проведению организованных торгов;
2) порядок создания и хранения резервных копий информации об организованных торгах, участниках торгов и их клиентах, уполномоченных работниках участников торгов, информации о поданных участниками торгов заявках и заключенных договорах, иной информации об организованных торгах в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) перечень мер, принимаемых организатором торгов для защиты от несанкционированного доступа к информации, связанной с деятельностью по проведению организованных торгов;
4) порядок действия организатора торгов в случаях технических сбоев, наступления чрезвычайных ситуаций, препятствующих проведению организованных торгов;
5) перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования сведений, составляющих коммерческую и (или) служебную тайну;
6) способы осуществления организатором торгов контроля за соблюдением установленного порядка хранения и защиты информации.
2. Сроки хранения информации, связанной с деятельностью по проведению организованных торгов, иные условия ее хранения и защиты определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 21. Осуществление мониторинга и контроля на организованных торгах

1. Организатор торгов обязан обеспечить организацию и осуществление внутреннего контроля за соответствием собственной деятельности по проведению организованных торгов требованиям федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, а также за соблюдением организатором торгов, внутренних документов, регулирующих проведение организованных торгов.
2. Для организации и осуществления внутреннего контроля  организатор торгов обязан иметь службу внутреннего контроля (контролера), обеспечивающую осуществление контроля за соблюдением организатором торгов, а также его работниками требований федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
3. Порядок осуществления внутреннего контроля, порядок формирования службы внутреннего контроля (назначения контролера), устанавливается внутренними документами организатора торгов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
4. Организатор торгов обязан осуществлять мониторинг организованных торгов, а также контроль за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
5. Порядок мониторинга организованных торгов, контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, в том числе основания и порядок проведения проверок указанных лиц, устанавливается внутренним документом организатора торгов в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 22. Приостановление и прекращение торгов

1. Организатор торгов обязан приостанавливать или прекращать организованные торги в случаях и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правилами организованных торгов.
2. Нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, правилами организованных торгов может быть установлено право организатора торгов приостановить или прекратить организованные торги, в частности, путем приостановления или прекращения согласования условий конкретных видов договоров или договоров в отношении конкретных предметов договоров, приостановления или прекращения заключения на организованных торгах конкретных видов договоров или договоров в отношении конкретных предметов договоров.
3. В случае принятия организатором торгов решения о приостановлении или прекращении торгов в соответствии с частью 2 настоящей статьи, организатор торгов обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам, а также участников торгов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, правилами организованных торгов.

Статья 23. Меры, направленные на снижение рисков

Организатор торгов обязан принимать установленные внутренним документом организатора торгов меры, направленные на снижение рисков, связанных с совмещением деятельности по проведению биржевых торгов или внебиржевых торгов с иными видами деятельности. Требования к внутреннему документу организатора торгов, определяющего меры, направленные на снижение рисков при совмещении организатором торгов различных видов деятельности, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 24. Меры, направленные на предотвращение конфликта интересов

Организатор торгов обязан принимать установленные внутренним документом организатора торгов меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов. Требования к внутреннему документу организатора торгов, определяющего меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 25. Спецификации

1. В случаях, определенных правилами организованных торгов, условия договора, заключаемого на организованных торгах, могут быть определены документом организатора торгов - спецификацией. Требования к содержанию спецификации устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Спецификация должна быть составлена в письменной форме и утверждена организатором торгов в установленном им порядке.

Статья 26. Порядок разрешения споров

Правилами организованных торгов, а также спецификациями может быть определен порядок разрешения споров между участниками торгов, в том числе вытекающих из договоров, заключенных на организованных торгах, в порядке третейского разбирательства.

Статья 27. Регистрация внутренних документов организатора торгов

1. Правила организованных торгов, изменения и дополнения к ним, а также иные внутренние документы, установленные настоящей статьей, изменения и дополнения к ним, подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Организатор торгов обязан зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по финансовым рынкам следующие внутренние документы:
документ, определяющий порядок расчета цен, индексов и других показателей, рассчитываемых организатором торгов в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
документ, определяющий порядок организации и осуществления  внутреннего контроля;
документ, определяющий порядок осуществления контроля и мониторинга при проведении организованных торгов;
спецификации, в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
3. Регистрация внутренних документов организатора торгов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам в течение тридцати дней с даты получения соответствующих документов.
4. Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам осуществляет регистрацию внутренних документов при отсутствии оснований для отказа в регистрации, а также при условии наличия у лица, представившего документы на регистрацию, соответствующей лицензии или одновременно с ее выдачей.

Статья 28. Основания для отказа в регистрации внутренних документов организатора торгов

Основаниями для отказа в регистрации внутренних документов организатора торгов являются:
1) несоответствие документов, представленных на регистрацию, требованиям федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
2) наличие в документах, представленных на регистрацию, неполной или недостоверной информации;
3) иные основания, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Направление внутренних документов организатора торгов федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам в уведомительном порядке

1. Организатор торгов обязан направить федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам в уведомительном порядке следующие внутренние документы, включая изменения и дополнения к ним:
1) документ, определяющий меры, направленные на снижение рисков при совмещении организатором торгов различных видов деятельности;
2) документ, определяющий порядок хранения и защиты информации, связанной с проведением организованных торгов;
3) документ, определяющий перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов;
4) документ, определяющий порядок расчета индексов и других показателей, рассчитываемых организатором торгов, в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Документы, перечисленные в части 1 настоящей статьи, должны быть переданы организатором торгов в федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам не позднее, чем за тридцать дней до их вступления в силу.

Глава 3. БИРЖИ И ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ

Статья 30. Биржа

1. Биржей признается лицо, проводящее биржевые торги.
2. Биржей может быть юридическое лицо, являющееся акционерным обществом или некоммерческим партнерством.
Одному акционеру биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать более 10 процентов акций каждой категории (типа), а одному члену биржи - некоммерческого партнерства не может принадлежать более 10 процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. При этом членами биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только лица, имеющие право на участие в организованных торгах, проводимых данной биржей.
3. В случае приобретения акционером (членом) биржи самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами более 10 процентов акций (голосов на общем собрании членов биржи), такой акционер (член) биржи и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 10 процентов таких акций (имеют право голоса только в размере 10 процентов голосов на общем собрании биржи - некоммерческого партнерства). При этом остальные акции (голоса), принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются.
4. Фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа", а также указание на ее организационно-правовую форму. Использование слова "биржа" в своем фирменном наименовании иными лицами не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
5. Биржа обязана обеспечить проведение клиринга обязательств из договоров, заключенных на биржевых торгах. Биржа обязана заключить с лицом, осуществляющим клиринг обязательств по договорам, заключенным на биржевых торгах, договор, определяющий порядок их взаимодействия при проведении биржевых торгов и осуществлении клиринга соответствующих обязательств (за исключением случая, когда клиринг обязательств по договорам осуществляется биржей).
6. В случае проведения биржевых торгов с участием центрального контрагента, биржа обязана заключить с центральным контрагентом договор, определяющий порядок их взаимодействия при проведении организованных торгов (за исключением случая, когда функции центрального контрагента осуществляются биржей).
7. На основании лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, биржа вправе также проводить внебиржевые торги. Биржа, наряду с осуществлением деятельности по проведению организованных торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом, вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением строительной, оценочной, аудиторской деятельности, торговой деятельности, не связанной с проведением организованных торгов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и иных видов деятельности, запрет на совмещение которых с видами деятельности, осуществляемых биржей, установлен законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Торговая система

Торговой системой признается организатор торгов, проводящий внебиржевые торги.

Статья 32. Требование к собственным средствам
 
Требования к достаточности собственных средств  (капиталу) биржи и торговой системы, и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности бирж и торговых систем, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 33. Общие требования к органам управления и работникам организатора торгов

1. Единоличный исполнительный орган организатора торгов, главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля и их заместители должны отвечать следующим требованиям:
иметь высшее образование,
не иметь судимости за преступления в сфере экономики, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2. Организатор торгов обязан в письменной форме уведомлять федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам о назначениях на должности единоличного исполнительного органа организатора торгов, главного бухгалтера, руководителя службы внутреннего контроля, их заместителей, а также об освобождении от должности указанных лиц не позднее 5 дней после возникновения соответствующих фактов.

Статья 34. Цены и индексы биржи и торговой системы

1. Организатор торгов вправе рассчитывать цены, индексы и иные показатели на основании информации о договорах, заключенных на организованных торгах, проводимых данным организатором торгов и (или) другими организаторами торгов, другой информации в соответствии с методиками расчета соответствующих цен, индексов и других показателей. Методика расчета цен, индексов и других показателей определяется внутренними документами организатора торгов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Организатор торгов вправе определять правила распространения третьими лицами информации о рассчитываемых им ценах, индексах и иных показателей на основании и в соответствии с заключенным между ними договорами, за исключением случаев их использования:
государственными органами для выполнения задач, возложенных на них федеральными законами;
иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов.

Статья 35. Требования к органам управления биржи

1. Единоличный исполнительный орган биржи, его заместители, в дополнение к требованиям, установленным в статье 33 настоящего Федерального закона, должны отвечать следующим требованиям:
не иметь фактов руководства организациями, которые стали банкротами в период их руководства или в течение одного года с даты прекращения их полномочий;
обладать не менее чем трехлетним опытом руководства подразделением организатора торгов, кредитной организации, участника торгов, руководителя (заместителя руководителя) или начальника (заместителя начальника) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, при условии, что в его должностные обязанности входило принятие или подготовка принятия решений по вопросам, непосредственно связанным с финансовым рынком или организованными торгами.
2. Биржа, созданная в форме акционерного общества, обязана иметь совет директоров.
3. Биржа обязана иметь коллегиальный исполнительный орган.
4. Члены совета директоров, а также члены коллегиального исполнительного органа биржи должны отвечать следующим требованиям:
не иметь судимости за преступления в сфере экономики, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
не иметь фактов руководства организациями, которые стали банкротами в период их руководства или в течение одного года с даты прекращения их полномочий.

Статья 36. Требования к работникам биржи

1. Главный бухгалтер биржи и его заместители в дополнение к требованиям, установленным статьей 33 настоящего Федерального закона,  должны отвечать следующим требованиям:
иметь высшее экономическое образование;
обладать опытом работы бухгалтером не менее трех лет;
2. Руководитель службы внутреннего контроля (контролер) биржи и его заместители в дополнение к требованиям, установленным в статье 33 настоящего Федерального закона, должны отвечать следующим требованиям:
иметь высшее юридическое или экономическое образование;
обладать не менее чем трехлетним опытом работы, связанной с финансовым рынком или организованными торгами.

Статья 37. Раскрытие биржей информации

1. Дополнительно к информации, раскрываемой в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона, биржа обязана раскрывать любым заинтересованным лицам следующую информацию:
1) внутренние документы биржи, устанавливающие правила корпоративного поведения;
2) перечень акционеров членов биржи, владеющих 2 и более процентами акций каждой категории (типа) биржи, либо владеющих 2 и более процентами голосов на общем собрании членов биржи, являющейся некоммерческим партнерством, а также перечень аффилированных лиц биржи;
3) наименование участников торгов, выполняющих обязательства маркет-мейкеров, с указанием предметов договоров и видов договоров, заключаемых на организованных торгах, в отношении которых каждый из них осуществляет данную функцию;
4) Решения биржевого совета (совета секции) по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и внутренними документами биржи;
5) документы, определяющие порядок формирования биржевого совета (советов секций);
6) документы, определяющие порядок осуществления биржевым советом (советами секций) своей деятельности, в том числе порядок принятия биржевым советом (советами секций) решений, относящихся к их компетенции;
7) персональный состав биржевого совета (советов секций), единоличного и коллегиального исполнительных органов управления, совета директоров.
2. Порядок раскрытия информации в соответствии с требованиями  части 1 настоящей статьи устанавливается правилами организованных торгов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 38. Особенности договоров, заключенных на биржевых торгах

1. Стороны не вправе изменить или прекратить обязательства из договора, заключенного на биржевых торгах, способами, отличными от установленных договором при его заключении, в том числе при проведении клиринга таких обязательств.
2. К договору, заключенному на биржевых торгах, не применяются правила о последствиях недействительности сделок.

Статья 39. Биржевые секции

1. Организованные торги проводятся в биржевых секциях, формируемых биржей в зависимости от круга лиц, имеющих право участвовать в торгах, предметов договоров, заключаемых на торгах, объема прав и обязанностей участников торгов, иных оснований, установленных правилами организованных торгов.
2. Организованные торги в биржевой секции могут проводиться при условии, что к таким торгам допущено не менее пятидесяти участников торгов.
3. Биржа обязана создать биржевой совет для организации работы биржевых секций или совет секции для организации работы каждой биржевой секции.
4. Не менее 75 процентов персонального состава биржевого совета (совета секции) должны составлять представители участников торгов биржи (биржевой секции). Биржевой совет (совет секции) избирается участниками торгов, допущенными к торгам в биржевых секциях (данной секции), в порядке, установленном биржей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
5. Биржевой совет вправе давать органам управления биржи рекомендации по вопросам:
изменения размера платы за оказание услуг по проведению организованных торгов;
изменения правил организованных торгов в части, касающейся проведения биржевых торгов;
приостановления или прекращения торгов по инициативе биржи, если такое приостановление или прекращение не является обязательным в силу требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам или правил организованных торгов;
изменения клиринговой организации, осуществляющей клиринг обязательств из договоров, заключенных на биржевых торгах;
иным вопросам, предусмотренным внутренними документами биржи.
6. Совет секции вправе давать органам управления биржи рекомендации по вопросам, предусмотренным в части 5 настоящей статьи в части, касающейся деятельности соответствующей биржевой секции.

Статья 40. Особенности вступления в силу решений биржи

1. Решения биржи по вопросам:
повышения размера платы за услуги по проведению организованных торгов;
изменения правил организованных торгов, если внесение таких изменений не является обязательным в силу требований федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
изменения клиринговой организации, осуществляющей клиринг обязательств из договоров, заключенных на биржевых торгах (за исключением случаев отзыва (аннулирования) лицензии, банкротства клиринговой организации или невозможности клиринговой организации осуществлять клиринг обязательств без нарушения федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам);
вступают в силу в срок, установленный уполномоченным органом биржи, но не ранее, чем через три месяца со дня принятия соответствующих решений, если биржевой совет (соответствующий совет секции) не рекомендовал (одобрил) их принятие.
2. Приостановление или прекращение организованных торгов в соответствии с частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона по инициативе биржи, если такое приостановление или прекращение не является обязательным в силу требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, допускается в срок определенный уполномоченным органом биржи, но не ранее, чем по истечении:
1) трех месяцев со дня принятия компетентным органом биржи соответствующего решения, в случае, если такое решение не было рекомендовано (одобрено) биржевым советом (соответствующим советом секции);
2) четырнадцати дней со дня принятия компетентным органом биржи соответствующего решения, при условии, что такое решение было одобрено (рекомендовано) биржевым советом (соответствующим советом секции);
3) четырнадцати дней со дня принятия федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам решения об удовлетворении заявления биржи о сокращении сроков вступления в силу решения о приостановке или прекращении организованных торгов, вне зависимости от рекомендации (одобрения) такого решения биржевым советом (советом секции). Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам обязан рассмотреть указанное заявление биржи не позднее семи рабочих дней с даты его получения.

Статья 41. Лицензионные требования и условия

1. К лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по проведению организованных торгов относятся:
соблюдение федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
исполнение вступивших в законную силу судебных решений по вопросам осуществления лицензируемого вида деятельности;
соответствие собственных средств (капитала) соискателя (лицензиата) нормативам достаточности собственных средств, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
соответствие соискателя (лицензиата) требованиям, направленным на снижение рисков профессиональной деятельности биржи или торговой системы, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
наличие в штате соискателя (лицензиата) работников, а также подразделений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
соответствие работников соискателя (лицензиата) квалификационным, а также иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
наличие у соискателя (лицензиата) органов управления, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
наличие у соискателя (лицензиата) биржевого совета (совета секции), созданного в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам (для бирж и соискателей на получение лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов);
соответствие членов органов управления организатора торгов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Лицензия на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов и лицензия на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов выдаются без ограничения срока действия.

Статья 42. Документы, необходимые для получения лицензии организатором торгов

1. Для получения лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов или лицензии на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов в федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление о выдаче соответствующей лицензии;
2) анкета соискателя, заполненная по форме, установленной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) копия документа о государственной регистрации соискателя;
4) копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним;
5) копия документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;
6) справка о лицах, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа,  а также выполняющих функции единоличного исполнительного органа и контролера соискателя лицензии с указанием мест работы за последние 3 года, при этом по каждому месту работы должно быть указано наличие или отсутствие факта аннулирования (отзыва) лицензии или решения о применении процедур банкротства;
7) справки об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров, коллегиального исполнительного органа, а также выполняющих функции единоличного исполнительного органа и контролера соискателя лицензии по форме, установленной законодательством Российской Федерации;
8) выписка из штатного расписания организатора торгов, содержащая данные о внутренней структуре подразделений соискателя, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве работников, непосредственно связанных с осуществлением деятельности по проведении организованных торгов;
9) копии документов, подтверждающих соответствие работников  организатора торгов квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
10) положение о биржевом совете (совете секции) в случае получения лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов;
11) копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа (в случае, если соискатель был создан после последней отчетной даты, представляется только бухгалтерский баланс, составленный на промежуточную дату, при этом отметка налогового органа не требуется);
12) расшифровка информации о заемных средствах и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату по форме, установленной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
13) копия отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (не требуется для соискателей, созданных после последней отчетной даты);
14) копия аудиторского заключения по проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, заверенная единоличным исполнительным органом организации (индивидуальным аудитором), проводившей (проводившим) аудиторскую проверку, либо засвидетельствованная нотариально (в случаях, когда проведение аудиторской проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации);
15) копия документа, подтверждающего наличие у организации (индивидуального аудитора), проводившей (проводившего) аудиторскую проверку, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, заверенная в установленном порядке;
16) расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам (если соискатель был создан после последней отчетной даты, то представляется расчет размера собственных средств на дату составления бухгалтерского баланса);
17) справка о структуре финансовых вложений соискателя, составленная на дату расчета собственных средств и содержащая полное наименование финансового вложения, наименование эмитента (для ценных бумаг), количество, балансовую и рыночную стоимость финансового вложения;
18) справка о составе акционеров (членов) организатора торгов с указанием принадлежащих им акций (голосов на общем собрании);
19) внутренние документы организатора торгов, подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом регистрации федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам, а также документы, направляемые в федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам в уведомительном порядке;
20) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение заявления на выдачу лицензии.
2. Документы, представляемые для получения соответствующей лицензии, должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
3. Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам в срок не более трех месяцев со дня получения указанных документов должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Статья 43. Основания для отказа в выдачи лицензии организаторам торгов

Основаниями для отказа в выдачи лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов или лицензии на осуществлении деятельности по проведению внебиржевых торгов являются:
1) представление соискателем неполного комплекта документов;
2) представление соискателем документов, оформленных с нарушениями требований федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной или недостоверной информации;
4) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Статья 44. Приостановление действия и аннулирование лицензии организаторов торгов

1. Действие лицензии на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов или лицензии на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов может быть приостановлено федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам:
1) на основании заявления лицензиата о приостановлении действия лицензии;
2) в случае, если биржевые торги не проводились биржей в течение шести месяцев с даты принятия решения о выдаче соответствующей лицензии;
3) в случае, если внебиржевые торги не проводились торговой системой в течение шести месяцев с даты принятия решения о выдаче соответствующей лицензии;
4) в случае, если в отношении лицензиата начата процедура банкротства;
5) нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, в том числе в случае неисполнения лицензиатом в установленный срок требований предписания федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам. При этом действие лицензии приостанавливается до устранения выявленных федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам нарушений, но не более чем на шесть месяцев;
2. Лицензия на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов или лицензия на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов организатора торгов может быть аннулирована федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам:
1) на основании заявления лицензиата об аннулировании лицензии;
2) в случае неисполнения в установленный срок лицензиатом требований предписания федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, при условии, что действие соответствующей лицензии на день неисполнения предписания было приостановлено;
3) в случае ликвидации лицензиата или его реорганизации (за исключением преобразования);
4) в случае, если лицензиат признан банкротом;
5) при неоднократном нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий в течение одного года, в том числе в случае неоднократного неисполнения требований предписания федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Глава 4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БРОКЕР

Статья 45. Понятие информационного брокера

Информационным брокером признается имеющее государственную аккредитацию юридическое лицо, осуществляющее деятельность по распространению ценовой информации об имуществе, которое может быть предметом договора, заключаемого на организованных торгах, а также информации о сделках с таким имуществом, среди лиц, которые получили доступ к указанной информации в соответствии с порядком, определенным таким юридическим лицом.
Порядок и условия получения ценовой информации регулируются договором между информационным брокером и источником информации, а порядок и условия передачи информации - договором между информационным брокером и лицом, получающим доступ к ценовой информации.

Статья 46. Правила распространения ценовой информации информационным брокером

1. Распространение ценовой информации информационным брокером осуществляется на основании правил распространения ценовой информации.
2. В правилах распространения ценовой информации должны содержаться:
1) порядок допуска лиц к получению ценовой информации, распространяемой информационным брокером;
2) порядок допуска объектов, которые могут быть предметом договора, заключаемого на организованных торгах, к распространению в отношении них ценовой информации;
3) порядок раскрытия ценовой информации, в том числе сведений об источниках такой информации;
4) порядок приостановления и прекращения деятельности по распространению ценовой информации;
5) порядок внесения изменений и дополнений в правила распространения ценовой информации;
6) порядок хранения и защиты ценовой информации при ее получении от источников информации и передаче лицам, получающим доступ к ценовой информации.
3. Правила распространения ценовой информации предоставляются информационным брокером в федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам при получении государственной аккредитации информационного брокера. Информационный брокер обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам о внесенных изменениях и дополнениях в правила распространения ценовой информации. Изменения и дополнения вступают в силу не ранее чем через один месяц с момента уведомления федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам о внесенных изменениях и дополнениях.

Статья 47. Государственная аккредитация информационного брокера

1. Для получения государственной аккредитации информационный брокер должен:
1) являться юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) иметь собственные средства (капитал) в размере, определенном федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) иметь правила распространения ценовой информации и иные документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
4) соответствовать иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Лицо, ходатайствующее о получении государственной аккредитации, представляет в федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам следующие документы:
1) заявление на получение аккредитации;
2) для юридических лиц, созданных в соответствии  с законодательством Российской Федерации - документы, предусмотренные пунктами 2 - 7, 11 - 18 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
3) правила распространения ценовой информации;
4) внутренний документ, определяющий порядок расчета цен, индексов и других показателей, рассчитываемых информационным брокером;
5) внутренний документ, определяющий порядок хранения и защиты информации, связанной с осуществлением деятельности по распространению ценовой информации.
3. Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам осуществляет рассмотрение документов, предоставленных для получения аккредитации в качестве информационного брокера, в течение шестидесяти дней с даты получения полного комплекта документов. При отсутствии оснований для отказа в аккредитации федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам осуществляет аккредитацию соискателя в качестве информационного брокера.
4. В случае внесения информационным брокером изменений и дополнений в документы, перечисленные в пунктах 3 - 5 части 2 настоящей статьи, информационный брокер обязан направить их федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам в уведомительном порядке не позднее, чем за тридцать рабочих дней до дня введения в действие соответствующих изменений.

Статья 48. Основания для отказа в государственной аккредитации информационного брокера

Основаниями для отказа в государственной аккредитации информационного брокера являются:
1) представление соискателем неполного комплекта документов для получения аккредитации;
2) представление соискателем документов, оформленных с нарушениями требований федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
3) наличие в документах, представленных соискателем, неполной или недостоверной информации;
4) несоответствие соискателя условиям аккредитации, установленным настоящим федеральным законом.

Статья 49. Приостановление действия и аннулирование государственной аккредитации информационного брокера

1. Действие государственной аккредитации информационного брокера может быть приостановлено федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам:
1) на основании заявления информационного брокера о приостановлении действия государственной аккредитации;
2) в случае неисполнения требований, установленных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, в том числе в случае неисполнения в установленный срок информационным брокером требований предписания федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам. При этом действие государственной аккредитации приостанавливается до устранения выявленных федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам нарушений, но не более чем на шесть месяцев;
3) в случае, если в отношении информационного брокера начата процедура банкротства;
4) в случае несоответствия содержания и состава сведений, содержащихся в правилах распространения ценовой информации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Государственная аккредитация информационного брокера может быть аннулирована:
1) на основании заявления информационного брокера об аннулировании государственной аккредитации;
2) в случае неисполнения в установленный срок информационным брокером требований предписания федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, при условии, что действие государственной аккредитации на день неисполнения предписания было приостановлено;
3) в случае ликвидации информационного брокера или его реорганизации (за исключением преобразования);
4) в случае, если информационный брокер признан банкротом в соответствии с действующим законодательством;
5) в случае неоднократного в течение одного года нарушения информационным брокером требований, установленных настоящим Федеральным законом  и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 50. Раскрытие (предоставление) информации  информационным брокером

1. Информационный брокер обязан раскрывать любым заинтересованным лицам следующую информацию:
1) учредительные документы информационного брокера;
2) реквизиты документа, подтверждающие государственную аккредитацию информационного брокера;
3) состав органов управления информационного брокера;
4) бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату (для квартальной отчетности - не позднее тридцати дней после наступления квартальной отчетной даты, для годовой - не позднее тридцати дней с даты годового собрания, утвердившего такой отчет);
5) правила распространения ценовой информации информационным брокером;
6) методики расчета индексов, цен и других показателей, рассчитываемых информационным брокером;
7) размер платы, взимаемой за распространение ценовой информации;
8) о предъявлении исков к информационному брокеру, связанных с осуществлением деятельности по распространению информации информационным брокером, и результатах их рассмотрения;
9) о приостановлении действия или аннулирования государственной аккредитации информационного брокера;
10) иную информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Раскрытие информации заинтересованным лицам осуществляется на официальном представительстве информационного брокера в сети Интернет на русском языке.
3. Информационный брокер обязан предоставлять федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам следующую информацию:
1) о назначениях на должности единоличного исполнительного органа информационного брокера, главного бухгалтера их заместителей, а также об освобождении от должности указанных лиц не позднее 5 дней после возникновения соответствующих фактов;
2) о технических сбоях;
3) иную информацию, связанную с осуществлением деятельности информационного брокера в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
4. Предоставление информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, осуществляется информационным брокером в соответствии с требованиями федеральных законов.
5. Раскрытие информации информационным брокером осуществляется способами, в порядке и сроки, установленные в соответствии нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной по финансовым рынкам.

Статья 51. Порядок хранения и защиты информации информационным брокером

1. Информационный брокер обязан осуществлять хранение и защиту информации, связанной с деятельностью по распространению информации, в порядке, установленном внутренним документом информационного брокера. Данный документ информационного брокера должен предусматривать:
1) правила хранения информации, связанной с деятельностью по распространению ценовой информации;
2) перечень мер, принимаемых информационным брокером для защиты от несанкционированного доступа к информации, связанной с деятельностью по распространению ценовой информации;
3) порядок действия информационного брокера в случаях технических сбоев, наступления чрезвычайных ситуаций, препятствующих распространению ценовой информации;
4) перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования сведений, составляющих коммерческую и (или) служебную тайну;
5) способы осуществления информационным брокером контроля за соблюдением установленного порядка хранения и защиты ценовой информации.
2. Сроки хранения ценовой информации, иные условия ее хранения и защиты определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 52. Индексы и цены информационного брокера

1. Информационный брокер вправе рассчитывать индексы, цены и иные показатели на основании информации о договорах, заключенных на основании полученной через информационного брокера информации. Перечень и методика расчета цен, индексов и других показателей определяется внутренними документами информационного брокера в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Информационный брокер вправе определять правила распространения третьими лицами информации о рассчитываемых им ценах, индексах и иных показателях на основании и в соответствии с заключенным между ними договором, за исключением случаев их использования:
государственными органами для выполнения задач, возложенных на них федеральными законами;
иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов.
3. Лицо, получающее от информационного брокера информацию в соответствии с правилами распространения ценовой информации, имеет право на получение сведений об источниках информации, предоставленной информационному брокеру и использованной им для расчета индексов, цен и иных показателей.

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗОВАННЫХ РЫНКОВ

Статья 53. Государственное регулирование и контроль в области организованных рынков

1. Государственное регулирование и контроль в области организованных рынков осуществляется федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения организованных торгов иностранной валютой, государственными ценными бумагами Российской Федерации и облигациями Банка России принимаются Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам.

Статья 54. Функции федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам

Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам выполняет следующие функции:
1) осуществляет регулирование деятельности по проведению организованных торгов;
2) обеспечивает проведение единой государственной политики в области проведения организованных торгов;
3) устанавливает требования к порядку проведения организованных торгов;
4) осуществляет регистрацию правил организованных торгов и иных внутренних документов организаторов торгов;
5) в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона устанавливает правила и порядок лицензирования организаторов торгов и государственной аккредитации информационных брокеров;
6) осуществляет лицензирование бирж и торговых систем, а также государственную аккредитацию информационных брокеров;
7) устанавливает порядок расчета собственных средств организаторов торгов;
8) определяет правила раскрытия информации организаторами торгов и информационными брокерами;
9) устанавливает объем, сроки, формы и порядок предоставления отчетности организаторами торгов и информационными брокерами;
10) осуществляет контроль за соблюдением организаторами торгов и информационными брокерами требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с проведением организованных торгов и распространение ценовой информации;
11) осуществляет проверки деятельности организаторов торгов и информационных брокеров в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам;
12) принимает предусмотренные федеральными законами меры, направленные на прекращение и недопущение нарушений федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, в том числе обращается с исками в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством;
13) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Статья 55. Формы регулирования и контроля в области организованных рынков

1. Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают нормативные правовые акты.
2. В случае выявления федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам нарушений федеральных законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, а также в целях предотвращения таких нарушений федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам вправе направлять предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы. Предписание должно содержать требование федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам по вопросам его компетенции, а  также срок его исполнения.
3. Предписание может быть изменено или отменено федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам. Предписание федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам может быть обжаловано в арбитражный суд. Подача в арбитражный суд заявления о признании предписания недействительным полностью или в части не приостанавливает действие предписания.
4. Федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам вправе запрашивать у физических и юридических лиц документы и информацию, связанные с проведением ими организованных торгов или деятельности по распространению ценовой информации. При этом федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам обязан обеспечить конфиденциальность предоставляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Статья 57. Переходные положения

1. Лицензии на организацию биржевой торговли, лицензии фондовых бирж, лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, выданные до даты вступления в силу настоящего Федерального закона и действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в течение предусмотренного указанными лицензиями срока, но не более одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по истечении которого их действие прекращается.
2. Юридические лица, имеющие на дату вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины за рассмотрение документов для выдачи лицензии, а также лицензионного сбора за выдачу лицензии на осуществление биржевой деятельности или лицензии на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Организаторы торгов обязаны привести свои учредительные и внутренние документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона до 1 января 2010 года.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О биржах и организованных торгах"

Актуальность представленного проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" (далее - законопроект) обусловлена следующим.
В настоящее время в России не существует единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов, а также деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации. Кроме того, регулирование деятельности различных типов бирж отличается значительной сегментарностью. Данный подход в процессе разработки соответствующего законодательства был продиктован необходимостью учета специфики обращения соответствующего биржевого товара (инструмента биржевой торговли) при регулировании биржевой деятельности.
Результатом такого развития рынка стала неструктурированностъ понятийного аппарата, наличие не соответствующих друг другу определений одних и тех же понятий. Отсутствие общепринятой терминологии, распыленность законодательства об организованных рынках, оформленного множеством не связанных друг с другом правовых актов, затрудняют как применение действующих законов (в частности, разработку подзаконных актов), так и дальнейшее совершенствование законодательства (использование во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах понятий, по-разному определенных разными регуляторами, приводит к возможности неоднозначной трактовки вводимых норм).
Действующая нормативная база, регулирующая деятельность бирж и организаторов торговли, охватывает лишь отдельные сегменты рынка. При этом за пределами регулирования остается целый ряд важнейших составляющих финансового рынка (валютный рынок, рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств), что не просто повышает риски и затрудняет развитие внутреннего финансового рынка, но фактически является непреодолимым препятствием такому развитию.
Кроме того, в российском законодательстве фактически отсутствует полноценное законодательное регулирование так называемых информационных брокеров - организаций, осуществляющих распространение ценовой информации по определенным правилам.
Таким образом, существующее регулирование организации и осуществления торговли на финансовом и товарном рынках отличается одновременно наличием как существенных пробелов, так и противоречивостью действующих норм.
Следует обратить внимание, что при разработке законопроекта возникла необходимость изменить его рабочее название на название "О биржах и организованных торгах" (прежнее название – "Об организованных рынках и биржевой торговле в Российской Федерации"), поскольку, по нашему мнению, такое название более четко отражает содержание законопроекта.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с проведением организованных торгов, а также с деятельностью информационных брокеров по распространению ценовой информации в Российской Федерации. В целом предлагаемый законопроект направлен на регулирование деятельности по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках Российской Федерации, деятельности участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей этих рынков.
Целью законопроекта является установление:
- единообразия основных понятий, используемых при осуществлении организованных торгов на любых сегментах рынка (в том числе определение единых общих признаков организованных торгов), а также распространении ценовой информации. Законопроектом определяются понятия и признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации;
- принципов осуществления организации торгов, проводимых биржей, торговой системой, а также принципов распространения ценовой информации информационными брокерами, единых для всех сегментов рынка;
- требований и условий для получения организаторами торгов лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых организованных торгов и государственной аккредитации (для информационных брокеров). В законопроекте четко определены основания отказа в выдаче лицензии и регистрации правил организованных торгов, а также основания для приостановления действия и аннулирования лицензий;
- особенностей заключения договоров на организованных торгах;
- требований к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров;
- особенностей корпоративного управления бирж (взаимоотношения собственников и участников торговли, функции биржевого совета и совета секции и т.д.);
- единых принципов регулирования указанной деятельности. В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности по проведению организованных торгов и деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации, поскольку определяется, что государственное регулирование указанной деятельности осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти, имеющим возможность издавать нормативные правовые акты.
Одной из основных целей законопроекта является создание основы для качественной ценовой информации, так как такая информация является одним из важнейших ориентиров при формировании и выполнении экономической политики государства. Именно с этой целью развитые страны максимально стимулируют развитие собственных, находящихся под национальной юрисдикцией, бирж как инфраструктурных организаций, формирующих эти цены.
С этой целью законопроектом устанавливается возможность, а также принципы осуществления расчета цен и индексов организаторов торгов и информационных брокеров.
Принятие представленного законопроекта позволит усовершенствовать деятельность по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров, обеспечить переход их на качественно новый уровень, а также позволит биржам, торговым системам и информационным брокерам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.
При разработке настоящего законопроекта использовалась практика применения нормативных актов ФСФР России (а также ФКЦБ России и комиссии по товарным биржам при МАП России), Банка России; судебная и арбитражная практика по спорам, связанным с биржевой деятельностью, договорам, заключенным на биржевых торгах, а также нормативные акты иностранных государств и международные соглашения и директивы.
Дополнительно необходимо отметить, что в случае принятия проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" потребуется разработка и принятие федерального закона, направленного на регулирование осуществления клиринга и клиринговой деятельности в Российской Федерации, поскольку положения проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" предусматривают в некоторых случаях обязательное осуществление клиринга по итогам совершения сделки на организованных торгах.
 

Версия для печати

« Назад