На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
Е. Ф. Лаховой,
П. В. Крашенинниковым,
Л. В. Пепеляевой
   
Проект № 184681-4
(новая редакция)
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
 О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об опеке и попечительстве"
 
 
Статья 1
 
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2001, N 21, ст. 2063; 2005. № 1, ст.39; 2007, № 1, ст.21) следующие изменения:
1) в  статье 31:
в пункте 1 слова "законодательством о браке и семье" заменить словами "семейным законодательством";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. К отношениям по опеке и попечительству, не урегулированным настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним.";
2) абзац второй пункта 2 статьи 33 после слова "Попечители" дополнить словами "несовершеннолетних граждан";
3) пункт 1 статьи 34 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на тот орган, который произвел установление опеки или попечительства. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определяемом Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".";
4) пункт 2 статьи 35 дополнить словами ",а также имеющие на момент назначения опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан";
5) в статье 37:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Доходы подопечного гражданина, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий на его содержание, иных социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить ежемесячно за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода, необходимые для содержания подопечного расходы в пределах величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемого в установленном законом порядке.";
абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".";
6)  пункт 2 статьи 39 изложить в следующей редакции:
"2. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.";
7) статью 41 изложить в следующей редакции:
 
"Статья 41. Патронаж над дееспособными гражданами
 
1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, может быть установлен патронаж.
2. Для осуществления патронажа совершеннолетнему дееспособному гражданину органом опеки и попечительства назначается помощник в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Для назначения помощника требуется его согласие, а также согласие патронируемого гражданина.
3. Помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления или иного соглашения.
4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения или доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором.";
8) абзац второй пункта 1 статьи 292 после слов "Дееспособные" дополнить словами ", а также совершеннолетние, ограниченные судом в дееспособности,".
 
Статья 2
 
Главу 62 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552), дополнить статьей 11401 следующего содержания:
 
"Статья 11401. Завещательное назначение опекуна или попечителя
 
1. Завещатель вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя своим несовершеннолетним детям. Указанные в завещании лица могут быть назначены с их согласия опекунами (попечителями) несовершеннолетних детей завещателя при условии соблюдения требований, установленных законодательством об опеке и попечительстве.
2. Завещатель вправе определить имущество, за счет которого опекун (попечитель) вправе производить расходы на содержание подопечного, а также имущество, за счет которого может производиться выплата вознаграждения опекуну (попечителю). Право на такое имущество переходит к несовершеннолетним детям завещателя, над которыми установлена опека или попечительство.
Завещатель вправе определить порядок управления имуществом, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
3. Право лица быть назначенным опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка (детей) в силу завещания его родителя не переходит к другим лицам.".
 
Статья 3
 
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.11) следующие изменения:
1) статью 57 после цифр "143," дополнить цифрами "145", цифры "154" исключить;
2) в статье 145:
наименование изложить в следующей редакции:
 
"Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми";
 
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами семейного законодательства.";
дополнить пунктами 4 - 7 следующего содержания:
"4. Передача ребенка (детей) под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему десяти лет, производится с его согласия.
5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
6. Устройство ребенка (детей) под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье. Условия осуществления опеки (попечительства) над детьми по договору могут определяться также законами субъектов Российской Федерации.
7. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки (попечительства) требуется также вынесение акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).
При осуществлении опеки или попечительства по договору права и обязанности опекуна (попечителя) по представительству и защите прав и интересов ребенка возникают с момента вынесения акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Иные права и обязанности опекуна (попечителя), в том числе права и обязанности по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, возникают с момента заключения договора.";
3) статью 147 признать утратившей силу;
4) дополнить статьей 1481 следующего содержания:
 
"Статья 1481. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
 
1. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка возникают в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
2. Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка (лица, их заменяющие) утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна (попечителя). Иные права и обязанности указанных лиц сохраняются, если иное не установлено федеральным законом.
3. Действия опекуна (попечителя) ребенка по осуществлению опеки или попечительства могут быть обжалованы родителями, усыновителями или родственниками ребенка в орган опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна (попечителя) устранить нарушения прав и законных интересов ребенка или его родителей, усыновителей или родственников. В случае если опекун (попечитель) не подчиняется решению органа опеки и попечительства, указанные лица вправе обратиться в суд с требованием о защите своих прав и законных интересов. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей.
4. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей и иных родственников ребенка.
5. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
В случае необоснованного отказа опекуна (попечителя) от предоставления родителям или другим родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать опекуна (попечителя) не препятствовать этому общению. Если орган опеки и попечительства отказывает родителям или другим родственникам ребенка в такой защите, они могут обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком и об определении порядка общения.
Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей.
6. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса.
Опекун (попечитель), с учетом мнения ребенка, имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
7. Имущественные права и обязанности опекуна (попечителя) определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
8. Если иное не предусмотрено договором об осуществлении опеки (попечительства), ребенок имеет право на получение денежных средств на свое содержание, которые выплачиваются ежемесячно в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. Указанные денежные средства расходуются опекуном (попечителем) в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.";
5) статьи 149 - 151 признать утратившими силу;
6) статью 152 изложить в следующей редакции:
 
"Статья 152. Договор о приемной семье
 
1. Приемной семьей признается опека (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
2. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
3. Порядок создания приемной семьи и контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.";
7) статью 153 изложить в следующей редакции:
 
"Статья 153. Приемные родители
 
1. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка на воспитание. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 настоящего Кодекса.
2. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, предусмотренных законом и договором.";
8) дополнить статьями 1531 и 1532 следующего содержания:
 
"Статья 1531. Содержание договора о приемной семье
 
1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке (детях), передаваемом в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, степень физического и умственного развития), срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также социальные и иные льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
 
Статья 1532. Прекращение договора о приемной семье
 
1. Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.
2. Договор о приемной семье может быть расторгнут по требованию приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других).
Договор о приемной семье может быть расторгнут по требованию органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям или усыновления ребенка (детей).
3. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.";
9) статьи 154 и 155 признать утратившими силу;
10) раздел VI дополнить главой 22 следующего содержания:
"Глава 22.  Устройство детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 
Статья 1551. Устройство детей, оставшихся без попечения    родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей на постоянной основе под надзор воспитательного учреждения, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных юридических лиц, имеющих организационно-правовую форму учреждения и созданных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
2. Временное помещение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей или опекунов (попечителей) в отношении этого ребенка.
3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Защита прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
 
Статья 1552. Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию, защите и представительству прав и интересов детей
 
1. Права и обязанности учреждений, указанных в пункте 1 статьи 1551 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента вынесения органами опеки и попечительства актов о помещении детей в указанные учреждения.
2. Детям, помещенным на постоянной основе в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и интересов возлагается на администрации этих учреждений.
К деятельности указанных учреждений применяются нормы законодательства о правах, обязанностях и ответственности опекунов (попечителей).
3. Учреждение, указанное в пункте 1 статьи 1551 настоящего Кодекса, в которое на постоянной основе помещен под надзор ребенок, вправе осуществлять временную, на срок не более одного месяца, передачу ребенка в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации учреждения в интересах ребенка в целях обеспечения его гармоничного развития и воспитания (на период каникул, выходных или праздничных дней и другое). Такая передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, а также угрозу иного нарушения его интересов.
 
Статья 1553. Права детей, оставшихся без попечения родителей и  находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:
содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
льготы при трудоустройстве, предусмотренные трудовым законодательством, по окончании пребывания в указанных учреждениях.
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 настоящего Кодекса.".
 
Статья 4
 
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.
К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
2. К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона из договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, применяются положения настоящего Федерального закона о договоре о приемной семье.
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
 
 
Проект федерального закона "О внесении изменений некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"" вносится и требует принятия одновременно с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Оба законопроекта направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
Изменения, предлагаемые в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), устанавливают соотношение норм ГК РФ и Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Предлагается дополнить статью 31 ГК РФ пунктом 4, устанавливающим, что к отношениям по опеке и попечительству, не урегулированным ГК РФ и Семейным кодексом РФ, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
Законопроект детализирует положения статьи 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечных. В частности, предлагается, в частности, уточнить пределы, в которых опекун без согласия органа опеки и попечительства может расходовать средства подопечного.
Предполагается также установить в ст.39 ГК РФ возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе независимо от уважительности причин.
Предусматривается также изменение норм о патронаже над дееспособными гражданами (ст.41 ГК РФ), которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и приведение указанных положений в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об объеме дееспособности физических лиц.
Изменение, предлагаемое в статью 292 ГК РФ, направлено на приведение нормы об ответственности членов семьи собственника жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в соответствие с положениями об имущественной ответственности гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст.30 ГК РФ).
Законопроект предлагает впервые ввести в гражданское законодательство нормы о завещательном назначении опекуна (попечителя). Эти положения разработаны с учетом положительного зарубежного и отечественного законодательного опыта и предполагают возможность назначения родителем опекуна или попечителя детям на случай своей смерти (ст.11401 ГК РФ). Выбранные родителем лица могут быть назначены с их согласия опекунами (попечителями) при условии соблюдения требований, установленных законодательством об опеке и попечительстве. Завещатель будет вправе определить имущество, за счет которого опекун (попечитель) сможет производить расходы на содержание подопечного, а также имущество, за счет которого может производиться выплата вознаграждения опекуну (попечителю).
Изменения, предлагаемые в Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), имеют целью повышение эффективности такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека (попечительство), а также развитие и совершенствование так называемых "договорных" форм устройства детей в семью.
Предметом правового регулирования проекта являются отношения с участием несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в ее установлении.
Законопроект конкретизирует положения ст.145 СК РФ о порядке установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, о правах, обязанностях и ответственности опекунов и попечителей. Предлагается, в частности, назначать  опекуна ребенку, достигшему 10 лет, с его согласия, не допускать передачу братьев и сестер  под опеку (попечительство) разным лицам за исключением случаев, когда такая передача отвечает интересам ребенка. В законопроекте четко разграничены полномочия родителей и опекуна (попечителя) ребенка на период осуществления опеки (попечительства) в тех случаях, когда родители не лишены родительских прав и не ограничены в родительских правах. 
Учитывая разнообразие получивших распространение в регионах России форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проект закрепляет возможность установления опеки (попечительства) над детьми по договору. Такая новелла будет способствовать снижению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом практики в законопроекте также уточнены понятие и содержание договора о приемной семье, а также основания и последствия его расторжения (глава 21 СК РФ).
В СК РФ вводится специальная глава, посвященная устройству детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  их правам, а также  правам и обязанностям указанным учреждениям по воспитанию, образованию, защите и представительству прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, контролю за их деятельностью. 
 
 
 
 

Версия для печати

« Назад