На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В. С. Груздевым,
Л. В. Пепеляевой,
В. Н. Плигиным
 
Проект № 387589-4
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации
 
Статья 1
 
Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357) следующие изменения:
1) статью 35 дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"удостоверяют факт достоверности протоколов органов управления организаций;";
2) дополнить статьей 851 следующего содержания:
 
"Статья 851. Удостоверение факта достоверности протокола органа управления организации
 
Нотариус удостоверяет факт достоверности протокола органа управления организации (общего собрания, заседания совета директоров, наблюдательного совета и других) по обращению ее руководителя или иного уполномоченного представителя.
Для удостоверения факта достоверности протокола нотариус обязан:
проверить полномочия обратившегося за совершением нотариального действия лица;
проверить правоспособность организации;
присутствовать на заседании соответствующего органа управления организации с момента его открытия и до момента завершения, а также при подсчете голосов и подведении итогов голосования по вопросам, рассмотренным на соответствующем заседании.
Для удостоверения факта достоверности протокола органа управления организации нотариус проверяет достоверность указанных в протоколе сведений:
о дате и времени проведения заседания органа управления организации;
о месте проведения заседания органа управления организации;
о вопросах, поставленных на голосование на заседании органа управления организации;
об итогах голосования по вопросам, поставленным на голосование на заседании органа управления организации;
о решениях, принятых на заседании.
Если иное не установлено настоящей статьей, нотариус, удостоверяя факт достоверности протокола органа управления организации, не устанавливает личности лиц, принимающих участие в заседании органа управления организации, и не проверяет их полномочия. Удостоверение нотариусом факта достоверности протокола органа управления организации само по себе не является подтверждением действительности решений, принятых органом управления организации, сведения о которых содержатся в соответствующем протоколе.
Удостоверительная надпись совершается на протоколе органа управления организации.
 
Статья 2
 
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 1; 2001, № 33, ст. 3423; 2002, № 45, ст. 4436; 2004, № 11, ст. 913; № 49, ст. 4852; 2006, № 31, ст. 3445) следующие изменения:
1) в статье 9:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
В решении об учреждении общества должны быть указаны следующие сведения об учредителях общества:
о физических лицах: фамилия, имя и отчество, дата рождения, сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, место жительства;
о юридических лицах: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения об основном государственном регистрационном номере, дате государственной регистрации.
В случае, если учредителем общества является иностранное юридическое лицо, в решении об учреждении общества указываются страна регистрации (инкорпорации), дата регистрации, регистрационный номер, наименование регистрирующего органа, место нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации (инкорпорации).
В отношении лица, уполномоченного на представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации общества, в решении об учреждении общества должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата рождения, сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, место жительства.";
абзац первый пункта 4  после слов "ревизионной комиссии (ревизора) общества," дополнить словами "лица, уполномоченного на представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации общества,";
2) пункт 3 статьи 47 дополнить абзацем следующего содержания:
"Уставом общества могут быть установлены случаи, когда при принятии акционером, которому принадлежат все голосующие акции общества, решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, подлинность подписи такого акционера на соответствующем решении должна быть засвидетельствована нотариусом.";
3) пункт 2 статьи 50 изложить в следующей редакции:
"2. Общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, досрочном прекращении их полномочий, образовании исполнительного органа общества, досрочном прекращении его полномочий (если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества), передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему, избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, а также вопросы, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, не может проводиться в форме заочного голосования.";
4) статью 63 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"Уставом общества могут быть установлены случаи, когда факт достоверности протокола общего собрания акционеров должен быть удостоверен нотариусом."; 
5) в статье 68:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении результатов голосования по вопросам об избрании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не может быть учтено письменное мнение члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, отсутствующего на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества. Решение об избрании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не может быть принято заочным голосованием.";
пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Уставом общества могут быть установлены случаи, когда факт достоверности протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества должен быть удостоверен нотариусом.".
 
Статья 3
 
Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 785) следующие изменения:
1) в статье 11:
абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Учредители общества избирают (назначают) исполнительные органы общества, лицо, уполномоченное на представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов утверждают их денежную оценку.";
пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"В решении об учреждении общества должны быть указаны следующие сведения об учредителях общества:
о физических лицах: фамилия, имя и отчество, дата рождения, сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, место жительства;
о юридических лицах: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения об основном государственном регистрационном номере, дате государственной регистрации.
В случае, если учредителем общества является иностранное юридическое лицо, в решении об учреждении общества указываются страна регистрации (инкорпорации), дата регистрации, регистрационный номер, наименование регистрирующего органа, место нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации (инкорпорации).
В отношении лица, уполномоченного на представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации общества, в решении об учреждении общества должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата рождения, сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, место жительства.";
2) пункт 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества. Уставом общества могут быть установлены случаи, когда факт достоверности протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества должен быть удостоверен нотариусом.
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества. При определении результатов голосования по вопросам об избрании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не может быть учтено письменное мнение члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, отсутствующего на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества. Решение об избрании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не может быть принято заочным голосованием.
Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.
По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.";
3) пункт 6 статьи 37 изложить в следующей редакции:
"6. Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.
Уставом общества могут быть установлены случаи, когда факт достоверности протокола общего собрания участников общества должен быть удостоверен нотариусом.
Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.";
4) в абзаце втором пункта 1 статьи 38 слово "подпункте" заменить словами "подпунктах 4,";
5) статью 39 дополнить абзацем следующего содержания:
"Уставом общества могут быть установлены случаи, когда при принятии единственным участником общества решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, подлинность подписи такого участника на соответствующем решении должна быть засвидетельствована нотариусом.".
 
Статья 4
 
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2003, № 26, ст. 2565; № 52, ст. 5037; 2005, № 27, ст. 2722) следующие изменения:
1)     в статье 5:
подпункт "д" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"д) сведения об учредителях, участниках, акционерах юридического лица, за исключением акционерных обществ, в которых держателем реестра акционеров является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (регистратор). В отношении акционерных обществ, в которых держателем реестра акционеров является регистратор, указываются сведения о таком регистраторе. В сведениях об учредителях (участниках) обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и об акционерах акционерных обществ, не поручивших ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, указывается номинальная стоимость принадлежащих им долей (акций) в уставном капитале соответствующего общества;";
в абзаце первом пункта 4 второе предложение исключить;
2)     в пункте 1 статьи 9:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"при учреждении юридического лица – лицо, уполномоченное учредителями юридического лица, а при учреждении юридического лица единственным учредителем – этот учредитель или руководитель юридического лица, выступающего единственным учредителем;";
абзац седьмой признать утратившим силу;
3)     пункт 2 статьи 17 дополнить следующими абзацами:
"Для внесения изменений в содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице – хозяйственном обществе, указанные в подпункте "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, вместе с указанным заявлением представляется решение органа управления хозяйственного общества об избрании единоличного исполнительного органа управления хозяйственного общества или передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему. В случае, если решение об избрании единоличного исполнительного органа управления хозяйственного общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему принято общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества, дополнительно представляются список лиц, имеющих право на участие в данном общем собрании участников (акционеров), и протокол об итогах голосования на данном общем собрании участников (акционеров). В случае, если решение об избрании единоличного исполнительного органа управления хозяйственного общества принято советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества, дополнительно представляются список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников (акционеров), на котором были избраны члены этого совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, и протокол об итогах голосования на данном общем собрании участников (акционеров).";
4) в статье 23:
дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Помимо случаев, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отказ во внесении изменений в содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице – хозяйственном обществе, указанные в подпункте "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, допускается в случае:
а) несоблюдения установленного уставом хозяйственного общества требования о необходимости удостоверения нотариусом факта достоверности протоколов органов управления хозяйственного общества или свидетельствования подлинности подписи единственного участника (акционера) хозяйственного общества, а также в случае наличия достоверных сведений о том, что указанные действия не совершались нотариусом, сведения о котором указаны в представленных документах;
б) если указанные в представленных документах сведения о лице, избранном единоличным исполнительным органом управления хозяйственного общества, не соответствуют сведениям, полученным регистрирующим органом из государственных информационных ресурсов (кроме единого государственного реестра юридических лиц), либо имеются сведения о том, что на момент избрания это лицо умерло, объявлено умершим или признано недееспособным в порядке, установленном федеральным законом, либо документ, удостоверяющий личность этого лица, был утрачен.";
в пункте 2 слова "пунктом 1" заменить словами "пунктами 1 и 11";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Решение об отказе в государственной регистрации с указанием причин отказа и приложением копий обосновывающих отказ документов (при их наличии) направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения".
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
 
 
В последнее время участились случаи мошеннического захвата юридических лиц путем подделки протоколов заседаний органов его управления и представления в регистрирующие органы неуполномоченными лицами заявлений о внесении в содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведения изменений, касающихся, в частности, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Этому способствует то обстоятельство, что согласно действующему законодательству для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительные документы (в том числе о переизбрании (назначении) исполнительного органа юридического лица), достаточно представления подписанного заявителем соответствующего заявления. При этом регистрирующие органы вследствие отсутствия полномочий на проведение правовой экспертизы представляемых им документов не имеют возможности установить ни факт достоверности содержащихся в заявлении сведений об избрании (назначении) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, ни факт наличия у лица, представившего указанное заявление, соответствующих полномочий.
Данная ситуация приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц, в том числе участников корпоративных конфликтов.
Настоящий проект федерального закона направлен на защиту общественных интересов и интересов добросовестных участников корпоративных отношений. Он предусматривает возможность закрепления в уставе хозяйственного общества случаев, когда достоверность протокола заседания органов управления такого общества, в том числе об избрании нового руководителя, должна быть удостоверена нотариусом. В хозяйственных обществах с единственным участником уставом могут быть установлены случаи, когда подлинность подписи такого участника (акционера) должна быть нотариально засвидетельствована.
При внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предлагается предусмотреть необходимость представления в регистрирующий орган не только заявления, но и документов, подтверждающих правомочность принятия соответствующего решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица. При этом законопроектом предусматривается наделение регистрирующего органа полномочиями по проведению формальной правовой экспертизы представляемых документов, а также правом отказа во внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, при наличии предусмотренных в законопроекте оснований, перечень которых является закрытым.
В целях реализации положений законопроекта предусматривается дополнение перечня нотариальных действий, содержащегося в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которому нотариусы будут удостоверять факт достоверности протоколов органов управления организаций. Отдельной статьей устанавливается порядок совершения этого нотариального действия.
Ряд положений законопроекта направлен на совершенствование процедуры учреждения хозяйственных обществ. В частности, предлагается конкретизировать содержание решения об учреждении общества и предусмотреть обязательность указания в нем сведений об учредителях.
 
 
 
 
 

Версия для печати

« Назад