На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
                                                                             Е.В.Паниной, Ю.Г.Медведевым,
                                                                      Ю.А.Барзыкиным, А.А.Шимановым,
В.С.Груздевым,
И.А.Исаковым,
А.Б.Коганом,
Л.В. Пепеляевой
 
                                                                                                   Проект № 420191-4  
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации

 
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам  развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства
Законодательство Российской Федерации о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления Российской Федерации.
 
Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства:
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, за исключением случаев, установленных пунктом четвертым настоящей статьи, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов, и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых одновременно обеспечивается соблюдение следующих условий:
- средняя численность работников за два предшествующих последовательных календарных года не превысила предельных уровней для каждой категории:
          категория "микропредприятия" – не более 15 человек;
          категория "малые предприятия" – от 16 до 100 человек;
         категория "средние предприятия" – от 101 до 250 человек включительно;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или) балансовая стоимость активов за календарный год не превысила предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Вновь созданная организация, вновь зарегистрированные индивидуальный предприниматель и крестьянское (фермерское) хозяйство  в течение первых двух финансовых лет, следующих один за другим, со дня государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявляют среднюю численность работников и  выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или) балансовую стоимость активов за календарный год в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". 
3. Средняя за год численность работников микропредприятия,  малого предприятия и среднего предприятия определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. Под субъектами малого и среднего предпринимательства также понимаются коммерческие организации, акции (доли в уставном капитале) которых, составляющие активы паевых инвестиционных фондов, относящихся в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к фондам венчурных инвестиций, превышают 25 процентов их уставного капитала.
6. Если на день составления годовой бухгалтерской отчетности микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие устанавливает, что годовые пороговые значения числа работников или показателей выручки от реализации товаров (работ, услуг) и (или) балансовой стоимости активов, указанные в части первой  настоящей статьи, были превышены или оказались ниже, то на основании этого он не утрачивает статус среднего предприятия, малого предприятия или микропредприятия. Потеря статуса или его приобретение происходит только в том случае, если такое превышение или понижение сохраняется в течение двух финансовых лет, следующих один за другим.
 
Статья 4.  Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- субъекты малого и среднего предпринимательства – совокупность всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), отнесенных к категориям микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия в соответствии с критериями, установленными настоящим Федеральным законом;
- федеральные, государственные и муниципальные программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства – комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (федеральные целевые программы,  нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, региональные целевые программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления);
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (поддержка) – реализация органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов мероприятий государственных и муниципальных программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
федеральные и региональные стандарты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – единые требования к принципам, правилам, способам и объему предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации.
 
 
Статья  5. Федеральные статистические наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства
1. Федеральные статистические наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за всеми субъектами малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за отдельными субъектами малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.
2. Сплошные статистические наблюдения за всеми субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.
3. Выборочные статистические наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в режиме ежегодных обследований.
Правительство Российской Федерации определяет порядок проведения выборочных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны безвозмездно представлять федеральным органам государственной власти и иным федеральным государственным органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам федерального государственного статистического наблюдения и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Сведения, указанные в части четвертой настоящей статьи, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую тайну и иные сведения конфиденциального характера представляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации.
 
                                     
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. Государственная политика по  развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является составной частью социально-экономической политики государства и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства своей деятельности, обеспечение  конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства,  развитие субъектов малого и среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
распределение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей,  иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей, в выработке государственной  и муниципальной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих установленным условиям  предоставления поддержки, к поддержке.
4. В случае если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость) и страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование либо вносятся в федеральные законы  и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность субъекта малого и среднего предпринимательства, по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день внесения в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей субъекта малого и среднего предпринимательства,  то такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения, вносимые в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение первых четырех лет со дня государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
 
Статья 7. Особенности правового регулирования в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В целях реализации государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в целях стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
особенности приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства;
формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
меры для развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
иные меры, обеспечивающие реализацию целей настоящего Федерального закона.
 
Статья 8. Компетенция Российской Федерации
1. К ведению Российской Федерации в вопросах развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
формирование федеральной  политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства;
определение общих принципов, приоритетных направлений, форм  и видов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка и реализация федеральных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
определение основных показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также способов достижения этих показателей на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе результатов государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;
создание консультационно-совещательных органов при федеральных органах исполнительной власти по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка федеральных стандартов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и контроль за их соблюдением;
формирование единой информационной системы в области государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в работе общероссийских некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе торгово-промышленной палаты Российской Федерации и объединений работодателей;
формирование показателей федерального бюджета по расходам на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;
поддержка программ субъектов Российской Федерации по  развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
представительство в международных организациях и сотрудничество с иностранными государствами в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства, организация государственного статистического наблюдения за состоянием и развитием субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
ежегодная подготовка и публикация в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по их поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ состояния субъектов малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
методическое обеспечение и содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований;
организация и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в вопросах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, и ответственного за реализацию федеральной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства, также иных федеральных органов исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями в вопросах развития субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках их компетенции.
 
Статья 9. Компетенция субъектов Российской Федерации
 1. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
формирование и осуществление государственной политики субъекта Российской Федерации в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка и реализация государственных программ в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
формирование государственных органов по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование региональных стандартов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне не ниже стандартов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
участие в осуществлении контроля за соблюдением федеральных стандартов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в работе региональных, межрегиональных, отраслевых некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их отделений, включая торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и объединения работодателей;
формирование показателей бюджетов субъектов Российской Федерации по расходам на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;
поддержка программ органов местного самоуправления по  развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
сотрудничество с международными организациями и регионами иностранных государств по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
анализ состояния субъектов малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
создание и содержание региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
методическое обеспечение и содействие органам  местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в установленном законом порядке  передавать отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.
 
Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления
1. К ведению органов местного самоуправления в вопросах развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
принятие правовых актов в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства  в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
разработка и реализация муниципальных программ в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
анализ состояния субъектов малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования;
формирование органов местного самоуправления  по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание и содержание муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в работе некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе торгово-промышленных палат муниципальных образований и объединений работодателей;
формирование показателей местных бюджетов по расходам на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
 
        
Статья 11. Взаимодействие органов государственной власти в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. В сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию федеральной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими положений федеральных программ и иных мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, реализуемых за счет средств федерального бюджета.
 
Статья 12. Советы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Некоммерческие организации субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе торгово-промышленные палаты и объединения работодателей, вправе обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, с предложением создать при данном органе совет по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Советы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства формируются на основе добровольного участия в их деятельности представителей некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей.
3. Наименование "Совет по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" не может быть использовано в названиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в названиях объединений, организаций, учреждений и предприятий.
4. Советы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства создаются для обеспечения практического взаимодействия органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества в целях:
привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское, региональное или местное значение и направленных на реализацию государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления  при определении приоритетов в области государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации  к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность,  и выработки по данному вопросу рекомендаций.
5. Порядок образования советов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти и их полномочия определяются Правительством Российской Федерации. Порядок образования советов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их полномочия определяются Президентом Российской Федерации.
6. Порядок образования советов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочия определяются высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.
7. Порядок образования советов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства при органах местного самоуправления и их полномочия определяются в соответствии с актами органов местного самоуправления.
8. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления  обеспечиваю№ 88-ФЗ             "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г.,    № 25, ст. 2343; 1998 г., № 31, ст. 3826; 2002 г., № 12, ст. 1093).
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона
"О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации"
 
В настоящее время вопросы развития малого предпринимательства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Однако действующий закон в значительной мере устарел, что связано с изменениями как условий функционирования российской экономики, так и современным состоянием российского законодательства. Более того, с 1 января 2005 года из закона был исключен целый ряд его статей, в результате чего закон стал практически недееспособным. Все это накладывает существенные ограничения на развитие такого важного для экономики сектора как малое предпринимательство.
Кроме того, действующий закон регулирует только сферу развития малого предпринимательства. Однако мировой, в том числе европейский опыт показывает, что не менее важное значение для эффективного развития экономики имеет среднее предпринимательство. Все это определяет необходимость принятия нового закона, который регулировал бы сферу развития не только малого, но и среднего предпринимательства.
С учетом вышеизложенного, предметом правового регулирования предлагаемого законопроекта являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). Тем самым, впервые в российское законодательство вводится понятие "среднее предпринимательство".
Законопроектом устанавливается, что развитие субъектов МСП в Российской Федерации осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики как составной части социально-экономической политики государства и совокупности мер, которые осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно законопроекту, основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание для них благоприятных условий деятельности, обеспечение их конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроектом устанавливаются два критерия отнесения предприятий к субъектам МСП (статья 3).
Первый критерий - средняя численность работников, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Применение такого критерия позволит обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП.
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или) балансовая стоимость активов за календарный год, которая не превышает предельные значения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов МСП. Делегирование Правительству Российской Федерации данного права связано со сложностью законодательного установления реальных размеров годовой выручки и (или) стоимости основных средств в силу их значительных колебаний.
Применение устанавливаемых законопроектом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам МСП позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида субъекта МСП.
Законопроект устанавливает основные принципы государственной политики по развитию субъектов МСП (статья 6). Важнейшим из этих принципов является предлагаемое законопроектом распределение полномочий по осуществлению поддержки субъектов МСП между федеральными органами государственной власти (статья 8), органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 9) и органами местного самоуправления (статья 10). При этом в целях эффективной реализации данных полномочий законопроектом предлагается создание на различных уровнях советов по развитию субъектов МСП из их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей (статья 12). Такие советы, решения которых имеют рекомендательный характер, наделяются правом принимать участие в выработке государственной политики по развитию субъектов МСП, разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов МСП (статья 6 часть 3).
Важное гарантийное значение для субъектов МСП имеет предлагаемая законопроектом норма о нераспространении на субъектов МСП в течении первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки ("дедушкина оговорка") (статья 6 часть 4).
 Законопроект устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов МСП (статья 7): специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки; иные меры, обеспечивающие реализацию целей настоящего Федерального закона.
Законопроектом установлены основные принципы поддержки субъектов МСП (статья 15 часть 1), а именно: заявительный порядок обращения субъектов МСП за поддержкой; доступность инфраструктуры их поддержки для всех субъектов МСП; равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах; предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции"; открытость процедур предоставления поддержки.
При этом законопроектом установлен закрытый перечень видов деятельности, по которым не может осуществляться поддержка за счет средств бюджетов всех уровней (статья 15 часть 3). Такая поддержка не может осуществляться, в частности, в отношении субъектов МСП, являющихся кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, фондами профессиональными участниками рынка ценных бумаг; участниками соглашений о разделе продукции; игорными предприятиями; нерезидентами Российской Федерации (за исключением случаев, установленных международными договорами).
Законопроектом устанавливается также закрытый список причин для отказа в предоставлении поддержки в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки субъектов МСП (статья 15 часть 4).
К объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСП законопроект относит создаваемые или действующие в рамках реализации государственных и муниципальных программ по их развитию и поддержке организаций, обеспечивающих общие их условия функционирования и развития, в частности, центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, технопарки, иные организации, созданные в рамках реализации указанных программ (статья 16 часть 1).
Законопроектом устанавливаются следующие виды поддержки субъектов МСП со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (статья 17 часть 1): финансовая и имущественная поддержки, информационная поддержка (статья 20); поддержка внешнеэкономической деятельности (статья 21); поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (статья 22); поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (статья 23).
Финансовая поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры их поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться, согласно законопроекту (статья 18), в виде: предоставления субвенций и субсидий для компенсации расходов субъектов МСП, государственных и муниципальных гарантий и поручительств по их обязательствам, бюджетных кредитов; принятия программ кредитования; развития финансовой аренды (лизинга); а также иных видов финансовой поддержки, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается имущественная поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры их поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (статья 19). Такая поддержка может осуществляться в виде формирования особенностей приватизации государственного и муниципального имущества субъектами МСП, предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, субъектам МСП, организациям инфраструктуры их поддержки (статья 19 часть1).
Для оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям инфраструктуры их поддержки органы государственной власти и органами местного самоуправления наделяются полномочиями предоставления принадлежащего им имущества (земельные участки, здания, нежилые помещения; оборудование и прочее) в пользование субъектам МСП на праве аренды (статья 19 часть 2) с возможностью установления пониженной арендной платы (статья 19 часть 4). В этих целях предлагается формировать целевые фонды государственного и муниципального имущества (статья 19 часть 6), которое должно использоваться по целевому назначению, а также на условиях, определенных органом по управлению государственным или муниципальным имуществом (статья 19 часть 2). При этом устанавливается запрет на продажу, переуступку прав пользования, передачу прав пользования в залог и внесение прав пользования в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности данного имущества (статья 19 часть 3).
Законопроектом устанавливается (статья 17 часть 3), что субъекты Российской Федерации вправе применять дополнительные виды и формы государственной поддержки субъектов МСП за счет средств собственных бюджетов, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации - устанавливать дополнительные условия, дающие субъектам МСП право на приоритетную поддержку за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта, Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утрачивает силу. При этом законопроект предусматривает переходный период для организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства до принятия законопроекта, но не отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации сохраняют право на ранее предоставленные льготы, преференции и поддержку за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего Федерального закона в силу (статья 24 часть 3).
 

 

 

 
 
 
 
 
 

Версия для печати

« Назад