На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В.С.Плескачевским, Л.В.Пепеляевой,
Е.В.Паниной,  А.А.Агеевым, Д.В.Саблиным
Е.И.Богомольным, А.С.Шибалкиным,
Ю.В.Коганом, М.В.Бабичем,
Г.С.Дорошенко, А.А.Козерадским,
Ю.М.Коневым, А.Е.Локоть,
А.А.Орголайненом, А.М.Сысоевым,
П.Б.Шелищем, А.А.Сизовым,
О.В.Шеиным, А.Н.Клюкиным, В.И.Шпортом
 
                              Проект № 193202-4
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства
в приватизации арендованного государственного
и муниципального имущества
 
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим
                  Федеральным законом
 
1. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества") настоящий Федеральный закон устанавливает особенности участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного ими недвижимого государственного и муниципального имущества.
2. Настоящий федеральный закон не распространяется на государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, или закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями, муниципальными учреждениями.
3. Для целей настоящего Федерального закона субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, указанные в статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
4. Отношения, связанные с участием субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
 
Статья 2. Преимущественное право приобретения
                   арендованного государственного и
                   муниципального имущества
 
Преимущественное право приобретения недвижимого государственного и муниципального имущества по рыночной цене имеют субъекты малого предпринимательства, являющиеся добросовестными арендаторами такого имущества (далее - арендаторы), в случае, если арендованное имущество находится у них на праве аренды в течение не менее чем трех лет до дня принятия решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и площадь арендуемых ими помещений не превышает 300 кв.м.
 
Статья 3. Порядок реализации преимущественного права
                   приобретения арендованного государственного и
                   муниципального имущества
 
1. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 10 дней после принятия решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества направляет арендаторам этого имущества (его части), которые арендуют это имущество (его часть) в течение не менее чем трех лет до даты принятия данного решения, уведомление о принятом решении с указанием рыночной цены имущества (его части), установленной на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
2. Арендаторы в течение 30 дней со дня направления уведомления вправе направить органам государственной власти или органам местного самоуправления заявление об использовании своего преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества (его части), а также документы, подтверждающие наличие у них преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества. Перечень документов, подтверждающих наличие у арендаторов преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, которые должны быть приложены к  заявлению об использовании преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Договор купли-продажи арендованного государственного и муниципального имущества должен быть заключен в течение пяти дней со дня получения заявления об использовании права преимущественного приобретения арендованного государственного и муниципального имущества и документов, подтверждающих наличие преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества.
4. Приобретение арендованного государственного и муниципального имущества арендатором осуществляется по рыночной цене, установленной на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. Оплата приобретаемого имущества арендатором производится единовременно или в рассрочку на срок не более трех лет с момента заключения договора купли-продажи имущества. Право выбора порядка оплаты приобретаемого имущества принадлежит арендатору. В случае использования права оплаты стоимости государственного и муниципального имущества в рассрочку на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации объявления о продаже.
6. Приобретаемое государственное или муниципальное имущество может быть оплачено досрочно.
7. До полной оплаты государственного или муниципального имущества, приобретенного в установленном настоящим Федеральном законе порядке, указанное имущество находится в залоге соответственно у Российской федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
8. Стоимость улучшений арендованного государственного и муниципального имущества не может быть зачтена в счет оплаты стоимости приобретаемого государственного и муниципального имущества.
9. В случае непоступления заявления об использовании преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, либо поступления отказа от использования преимущественного права, либо непредставления документов, подтверждающих наличие преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества, приватизация такого имущества осуществляется одним из способов, указанных в статье 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
10. В случае расторжения договора купли-продажи государственного и муниципального имущества по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, он утрачивает преимущественное право приобретения данного государственного и муниципального имущества.
11. В случае, если в результате использования преимущественного права приобретения арендованного государственного и муниципального имущества была приобретена только часть государственного и муниципального имущества, решение об условиях приватизации которого принято, приватизация остальной части этого имущества осуществляется одним из способов, указанных в статье 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В этом случае органом государственной власти и органом местного самоуправления принимается новое решение об условиях приватизации остальной части имущества.
 
Статья 4. Внесение изменений в Федеральный закон "О
                  приватизации государственного и муниципального
                  имущества"
 
Внести в пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251) изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:
"Особенности участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества могут быть установлены федеральным законом".
 
Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего
        Федерального закона
 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и утрачивает силу с 1 января 2009 года.
 
 
        
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства
и производственных организаций инвалидов в приватизации
арендованного государственного
или муниципального имущества"

Главным мотивом внесения законопроекта явилась ситуация, складывающаяся в большинстве субъектов Российской Федерации, в первую очередь в городах и в крупных населенных пунктах регионов России, в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предписывающей в срок до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение всего "коммерческого" муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Вместе с тем вступившей в силу 26 апреля 2002 года новой редакцией Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации – выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества, позволяющий существовать и развиваться в первую очередь предприятиям малого бизнеса, которые имели возможность постепенно, по мере накопления средств, выкупать арендованное ими имущество. В результате одновременного действия положений упомянутых Федеральных законов большинство таких предприятий, являющихся в течение многих лет добросовестными арендаторами государственного или муниципального имущества и не располагающих необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями, фактически поставлены на грань выживания, так как в сложившейся ситуации они не в состоянии сохранить за собой арендуемые ими площади, на которых располагаются их производственные подразделения, а органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже указанных площадей на открытых конкурсах или аукционах. Таким образом, если в самое ближайшее время не предпринять адекватных мер по законодательной поддержке малых предпринимателей при приватизации государственного и муниципального имущества и не обеспечить им преференции по выкупу арендованного имущества, то на местах произойдет существенное сокращение количества малых предприятий, следствием которого станет рост безработицы в связи с увольнением работников этих предприятий, и уменьшение доходной части и без того достаточно "скудных" местных бюджетов по причине сокращения получаемых от малого бизнеса налоговых платежей.
Основанием для разработки законопроекта является необходимость принятия конкретных, в первую очередь законодательных, мер, направленных на создание благоприятных условий развития в нашей стране малого предпринимательства, на чем неоднократно настаивал Президент Российской Федерации и что постоянно декларируется на всех уровнях власти.
Целью законопроекта является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса посредством установления для них временной – на период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года – преференции на участие в приватизации, заключающейся в введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации – выкупа арендованного указанными субъектами в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества.
Суть предлагаемой новеллы состоит в предоставлении предприятиям малого бизнеса, не имеющим достаточных средств, чтобы на равных конкурировать с более мощными в финансовом отношении структурами на приватизационных конкурсах или открытых по составу участников торгах, возможности приобрести в собственность арендуемое в течение многих лет государственное и муниципальное имущество и тем самым сохранить свой бизнес.
Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в качестве одной из форм поддержки малого бизнеса предусматривает возможность в рамках федеральных целевых программ предоставление субъектам малого предпринимательства права на первоочередной выкуп арендуемых ими объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, несмотря на наличие упомянутого положения, механизм его реализации отсутствует, так как Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не допускает использование в процессе приватизации неконкурсных способов продажи недвижимого имущества, а также не содержит норм о праве арендаторов государственного или муниципального имущества, независимо от статуса последних, на первоочередной выкуп арендуемого ими имущества.
В этой связи законодательные новеллы представлены в виде отдельного нормативного правового акта, а не в качестве изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", что позволяет перевести их в сферу публично-правовых отношений и не нарушить стройность законодательства о приватизации.
Важным аспектом законопроекта является его правовая конкретность и четкость определения субъектов регулируемых правоотношений, позволяющим исключить возможность злоупотребления предоставляемой преференцией. В частности, законопроект распространяется на конкретный закрытый перечень организаций малого бизнеса. Законодательная критериальность определения таких организаций, установление оговорки по сроку продолжительности аренды имущества и ограничение временного периода действия предоставляемой преференции исключают любую возможность расширения закрытого перечня потенциальных претендентов.
Следует отметить, что вступление законопроекта в силу не повлечет за собой недополучения бюджетами всех уровней доходов от приватизации, так как, несмотря на предоставляемые законопроектом преимущества по допуску к приватизации, непосредственно выкуп арендованного имущества будет производиться по его рыночной стоимости.
Помимо своей главной задачи – государственной поддержки малого бизнеса, – законопроект одновременно облегчает достижение поставленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" задачи по приватизации коммерческого муниципального имущества, так как фактически расширяет перечень возможных способов приватизации, а также позволяет муниципальным образованиям реализовать указанное имущество местным предпринимателям, работающим и живущим в конкретном населенном пункте.
Принятие законопроекта "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного ими государственного или муниципального имущества" станет реальной мерой поддержки частных предпринимателей и безусловно будет способствовать развитию малого бизнеса на местах.
               

Версия для печати

« Назад