На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В.А. Пехтиным, А.В. Бездольным,
 А.Б. Коганом, Л.В. Пепеляевой,
В.С. Тимченко, Е.А. Федоровым,
С.В. Чижовым 

Проект № 329216 - 4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1
 
Внести часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:
 
1) пункт 3 статьи 224 изложить в следующей редакции:
 
"3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
 
2) абзац 1 пункта 1 статьи 275 изложить в следующей редакции:
 
"1. Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса."
 
3) абзац 4 пункта 2 статьи 275 изложить в следующей редакции:
 
"Сумма налога по каждой выплате, подлежащего удержанию налоговым агентом, исчисляется по следующей формуле:
Н = д * Сн – д * Ну / Д,
где:
Н – сумма налога, подлежащего удержанию;
д – сумма дивидендов, причитающихся к выплате налогоплательщику;
Сн – налоговая ставка, установленная соответствующим подпунктом пункта 3 статьи 284 или соответствующим пунктом статьи 224;
Д – общая сумма дивидендов, причитающихся к выплате налоговым агентом всем лицам, имеющим право на получение дивидендов;
Ну – общая сумма налога, удержанного при выплате дивидендов налоговому агенту.
 
В случае если значение Н составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.".
 
4) пункт 3 статьи 275 изложить в следующей редакции:
 
"В случае если российская организация - налоговый агент выплачивает дивиденды иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации, налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка, установленная соответственно подпунктом 4 пункта 3 статьи 284 или пунктом 3 статьи 224 настоящего Кодекса.".
 
5) пункт 3 статьи 284 изложить в следующей редакции:
 
"3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
 
1) 0 процентов – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов, получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50- процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производными финансовыми инструментами, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, или при условии, что стоимость приобретения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производных финансовых инструментов, дающих право на получение дивидендов, превышает 1 000 000 000 рублей, но не менее 1 процента от уставного (складочного) капитала (фонда) выплачивающей дивиденды организации.
 
При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется при соблюдении одного из следующих условий:
 
- не менее 50 процентов выручки выплачивающей дивиденды организации формируется за счет деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам (роялти), дивидендов и процентов по предоставленным займам и отношение суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, исчисленного выплачивающей дивиденды организацией, в соответствии с законодательством соответствующего государства к прибыли этой организации, определенной в соответствии с положениями главы 25 настоящего Кодекса, составляет не менее 2/3 от ставки налога на прибыль организаций, установленной в пункте 1 настоящей статьи;
 
- выручка выплачивающей дивиденды организации в течение периода, за который выплачиваются дивиденды, формируется исключительно за счет дивидендов, полученных от другой организации при условии, что выплачивающая дивиденды организация владеет на праве собственности вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) такой другой организации или производными финансовыми инструментами, дающими право на получение дивидендов, при соблюдении соответствующих ограничений, установленных в абзаце первом настоящего подпункта, и отношение суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, исчисленного такой другой организацией, в соответствии с законодательством соответствующего государства к прибыли этой организации, определенной в соответствии с положениями главы 25 настоящего Кодекса, составляет не менее 2/3 от ставки налога на прибыль организаций, установленной в пункте 1 настоящей статьи;
4) 9 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта;
5) 15 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.
 
При этом налог исчисляется с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 275 настоящего Кодекса.
 
Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, содержащие сведения о сроке приобретения права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производные финансовые инструменты, дающие право на получение дивидендов, а также стоимости приобретения соответствующего права.
 
Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры или их аналоги,  выписки из лицевого счёта (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счёту (счетам) "депо". Указанные документы или их копии должны быть легализованы в установленном порядке и в случае, если они составлены на иностранном языке, переведены на русский язык.".
 
Статья 2
 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации"
 
Законопроект направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику Российской Федерации и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации в части стимулирования размещения холдинговых компаний в Российской Федерации, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри Российской Федерации.
В настоящее время доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9 процентов, а полученные от иностранных организаций по ставке 15 процентов. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в Российской Федерации.
Такой режим налогообложения привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в Российской Федерации через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. Таким образом, Российская Федерация на практике не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения возникшей проблемы предлагается установить для соответствующей категории организаций исключение из общего режима налогообложения рассматриваемых доходов в виде ставки налога на прибыль организаций 0 процентов, причем данное исключение будет применяться только к российским организациям. Кроме того, во избежание возможности применения указанного механизма исключительно для целей минимизации налогообложения, законопроектом предусмотрены ограничения по его использованию, которые условно можно разделить на три группы.
Во-первых, независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации законопроектом вводятся критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями.
На практике данный механизм предусматривает, что право на применение ставки налога на прибыль организации 0 процентов получают лишь те организации, которые на день принятия решения о выплате дивидендов, в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50 процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производными финансовыми инструментами, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, или при условии, что стоимость приобретения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производных финансовых инструментов, дающих право на получение дивидендов, превышает 1 000 000 000 рублей, но не менее 1 процента от уставного (складочного) капитала (фонда) выплачивающей дивиденды организации.
Во-вторых, в случае, если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная организация, помимо критериев, позволяющих выявить преобладающий характер участия, установлены ограничения по критериям соотношения ставки налогообложения доходов в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации, что позволяет исключить возможность использования для данных целей оффшорных компаний.
Данный механизм заключатся в том, что отношение суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, исчисленного выплачивающей дивиденды организацией, в соответствии с законодательством соответствующего государства к прибыли этой организации, определенной в соответствии с положениями главы 25 настоящего Кодекса, составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль организаций.
В-третьих, в отношении выплачивающих дивиденды иностранных организаций установлено ограничение по видам деятельности, что позволяет отказать в применении льготного режима налогообложения организациям, не осуществляющим реальной деятельности.
Соответствующая норма законопроекта сформулирована таким образом, что не менее 50 процентов выручки выплачивающей дивиденды иностранной организации должно формироваться за счет деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам (роялти), дивидендов и процентов по предоставленным займам.
При этом данное отграничение не распространяется на случаи, когда выручка выплачивающей дивиденды организации в течение периода, за который выплачиваются дивиденды, сформирована исключительно за счет дивидендов, полученных от другой организации, в которой она имеет преобладающее участие и соотношение ставки налогообложения доходов такой другой иностранной организации в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации соответствует указанным выше критериям.
Одновременно следует отметить, что предлагаемый специальный режим налогообложения доходов в виде дивидендов по ставке 0 процентов является исключением из уже действующего режима налогообложения данных доходов, который будет сохранен. В результате усложнится порядок расчета соответствующей суммы налога налоговым агентом. Для упрощения соответствующих процедур законопроектом предлагается специальная формула такого расчета, позволяющая учесть все особенности представленного налогового механизма.
Кроме того, законопроектом устанавливается пониженная ставка в размере 15 процентов налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В настоящее время соответствующие доходы облагаются по ставке 30 процентов. Предложенное снижение налоговой ставки с одной стороны находится в русле общей концепции законопроекта, направленного на укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации, с другой стороны устраняет существующий в настоящее время дисбаланс в отношении налогообложения дивидендов, получаемых физическими лицами от российских организаций, а именно противоречия между статьями 224 и 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Главой 25 "Налог на прибыль организаций" (статья 284 пункт 3) при выплате российской организацией доходов в виде дивидендов физическому лицу, являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации применяется налоговая ставка в размере 9%. Этой норме налога на прибыль организаций корреспондирует пункт 4 статьи 224 Главы 23 "Налог на доходы физических лиц", поскольку речь и в Главе 25, и в Главе 24 идет об одном и том же виде дохода.
В отношении же доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами статьей 284 налоговая ставка не установлена вообще (подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 ставка 15% установлена только в отношении доходов, полученных иностранными организациями), а пунктом 3 статьи 224 налоговая ставка в отношении доходов в виде дивидендов полученных физическими лицами не являющимися налоговыми резидентами от российских организаций установлена в размере 30%. Таким образом, в отношении одного и того же вида дохода объективно существует неурегулированность норм в отношении существенного элемента налогообложения – налоговой ставки. Законопроектом предлагается устранить существующее противоречие и установить единую ставку в размере 15% в отношении доходов в виде дивидендов получаемых от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами и иностранными организациями.
 

Версия для печати

« Назад