На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд серьезных законопроектов по вопросам страхования. О них я вам хочу рассказать.

Законопроект, который предусматривает комплексную модернизацию системы сельскохозяйственного страхования. Планируется, что 1 июля он будет рассмотрен на пленарном заседании во втором чтении.

Указанный законопроект позволит модернизировать систему сельскохозяйственного страхования в России и построить эффективную, прозрачную, работоспособную модель в интересах обеспечения экономической устойчивости сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельхозпроизводителей.

Новый подход к сельскохозяйственному страхованию позволит обеспечить:

- снижение нагрузки на организации АПК за счет уменьшения страхового тарифа. Данное обстоятельство будет стимулировать не только механизм страхования по риску утраты (гибели), но и другие виды добровольного страхования, способствуя тем самым развитию страховой культуры в целом;

- применение механизма страхования по риску утраты (гибели) при сохранении ресурсного обеспечения в 2011-2012 годах на уровне Госпрограммы обеспечит страхование до 80% посевных площадей (вместо 18,2% в 2009 году).

Думаю, те, кто интересуется темой сельскохозяйственного страхования уже видели проект федерального закона, который был подготовлен к первому чтению. Ко второму чтению он готовится с достаточно серьезными изменениями.

• Во-первых, изменен получатель субсидии. Если в первом варианте законопроекта им был страховщик, то теперь получателем субсидии является страхователь (при этом, субсидия перечисляется страховщику автоматически на основании письменного заявления страхователя).

Здесь нужно отметить, что страхование с государственной поддержкой осуществляется только по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, (урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и болезней, уничтожения растений вредителями (если такие болезни или такое уничтожение носит массовый/эпифитотический характер), а также по риску гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных в результате стихийных бедствий и инфекционных заболеваний, включенных в перечень, утверждаемый уполномоченным органом.

• Во-вторых, если изначально страховой случай наступал при 50 % и более недобора урожая, то в новой редакции страховой случай – при недоборе 30 % более урожая.

• Помимо этого из проекта закона исключен порядок определения страховой стоимости, ущерба. Он будет определяться Правительством Российской Федерации.

• Подробно определены объекты страхования: виды культур, виды животных (тогда как ранее объекты страхования были лишь объединены в группы - урожай и животные).

• Наконец, из двух предполагаемых фондов – фонда компенсационных выплат и фонда возмещения убытков при чрезвычайных ситуациях был оставлен только один – фонд компенсационных выплат.
Закон будет принят в ближайшее время.

Второй серьезный законопроект, который сейчас готовится ко второму чтению – законопроект, направленный на совершенствование страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

Законопроект устанавливает режим льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков при исчислении НДС, а также уменьшает налогооблагаемую базу участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль организаций.

Это позволит отечественным компаниям, осуществляющим международную коммерческую деятельность, получать банковские кредиты на более выгодных условиях.

Законопроект предполагает создание Внешэкономбанком открытого акционерного общества, которое будет осуществлять деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Порядок его деятельности будет определять Правительство Российской Федерации. Коммерческие страховщики также будут работать в этой сфере.

Приняты в первом чтении в июле прошлого года изменения в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Их актуальность обусловлена давно назревшей необходимостью повысить эффективность управления рисками страховых организаций.
Вводятся такие принципиально новые инструменты управления рисками, как система внутреннего контроля и система внутреннего аудита страховщиков.

Внутренний контроль - это деятельность страховщика, направленная на достижение финансовой стабильности и эффективности деятельности страховщика. Внутренний аудит, в свою очередь, оценивает надежность внутреннего контроля, а также соответствия деятельности страховщика страховому законодательству.

Повышаются требования к качеству структуры собственного капитала страховщиков. Устанавливаются критерии размещения страховщиками средств собственного капитала, средств страховых резервов. Уточняется порядок расчета нормативного соотношения собственного капитала страховщика и принятых обязательств.

Устанавливается процедура передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность привлечения страховой организацией субординированного займа - долгосрочного долгового инструмента, позволяющего увеличить капитализацию страховщика в короткий срок и являющийся одним из инструментов финансового оздоровления страховщиков.

Законопроектом вводится понятие отчетности страховщиков в порядке надзора и определяется информация, раскрываемая в ней. Это связано с тем, что на практике возникали сложности в связи с тем, что в Законе не предусматривается составление и представление страховщиками специализированной отчетности (отчетности, представляемой в порядке надзора), в том числе отчета о составе участников (акционеров) страховщика, необходимого для определения квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.

Ко второму чтению предполагается ввести отдельную статью, регулирующую реализацию права страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей на получение полной информации как о страховщике, так и об страховом брокере и агента, а также разъяснение условий страхования.

И последний законопроект, который я хочу сегодня упомянуть - «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» (принят в первом чтении 01.11.2010 г.).

Основной целью законопроекта является защита интересов пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки.

Исходя из этого, установление законопроектом единых правовых основ обеспечения страховой защиты имущественных интересов граждан - потребителей услуг пассажирского транспорта, позволит обеспечить:

концептуальное единство организации страхования ответственности перевозчиков на всех видах транспорта;

гарантированность прав пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки и упрощение процедуры его получения;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности перевозчиков;

повышение финансовой устойчивости перевозчиков посредством страховых гарантий возмещения вреда, причиненного ими жизни, здоровью или имуществу пассажиров, в том числе с использованием механизма предварительных выплат.

Для достижения этой цели в законопроекте закрепляются следующие основные положения:

предусмотрены нормы, обеспечивающие обязательность для перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами с введением запрета для перевозчиков осуществлять деятельность без страховой защиты, а также ответственность за нарушение этой обязанности. Информацию о страховщике и действующем договоре страхования перевозчик обязан указывать в местах продажи билетов или в билете, выдаваемом пассажиру;

минимизируется возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения или иным способом освободиться от такой выплаты;

устанавливается гражданско-правовая ответственность страховщика за необоснованный отказ в выплате страхового возмещения, задержку в выплате страхового возмещения, исключается возможность уменьшать эту ответственность;

потерпевшим предоставляется возможность обращаться за выплатой страхового возмещения в профессиональное объединение страховых организаций, создаваемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае, если не удается получить страховое возмещение от страховщика;

страховщику вменено в обязанность при смерти потерпевшего или причинении тяжкого вреда здоровью по заявлению потерпевшего или выгодоприобретателя до полного определения размера подлежащего возмещению вреда осуществить часть выплаты страхового возмещения (предварительную выплату);

установлено, что страховщик для принятия решения о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам может требовать от выгодоприобретателя предоставления только тех документов, которые включены в соответствующий перечень документов, утверждаемый Правительством Российской Федерации, который является исчерпывающим;

минимальные страховые суммы, установленные для рисков причинения вреда жизни или здоровью, определены на основе уже существующего стандарта возмещения вреда, который действует в настоящее время для пассажиров на воздушном транспорте.
 


Версия для печати

« Назад