На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Законодательное регулирование противодействия инсайду и манипулированию

Уважаемые коллеги!

Законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации вступит в полную силу 31 июля текущего года за исключением двух положений:

- устанавливающее уголовную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 1856 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание в виде лишения свободы от двух до шести лет);
- предусматривающее возможность отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации (п. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Вступление в силу данных норм было отсрочено, поскольку до введения санкций необходимо посмотреть, как закон будет реализовываться на практике. Сейчас мы внимательно следим за тенденциями рынка. Не исключаю, что в случае возникновения необходимости, в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут быть внесены изменения. В Думу уже неоднократно поступали такие предложения. Как правило, это предложения об исключении тех или иных субъектов или отношений из сферы действия Закона. Однако пока мы не видим необходимости вносить изменения в Закон.

Закон предусматривает принятие подзаконных актов по 15 позициям, 2 из которых касаются манипулирования рынком, 13 – противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации. Проекты большинства из них уже подготовлены. В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам провела работу по таким документам, как:
- перечень информации, относящейся к инсайдерской (во исполнение требований ч. 1 ст. 3 Закона);
- порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации;
- порядок уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка;
- порядок передачи списков инсайдеров организаторам торговли;
- порядок и сроки направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях.

Некоторые из этих документов проходят процедуру регистрации в Министерстве юстиции, другие – пока на стадии доработки.

Конечно, не может не беспокоить тот факт, что предусмотренные Законом подзаконные акты все еще не опубликованы. Рынок должен был быть подготовлен к новым требованиям и правилам. Надеюсь, что в самое ближайшее время данная работа будет завершена.

Хотелось бы немного сказать о перечнях инсайдерской информации. Во-первых, все критерии о включении той или иной информации в данные перечни установлены Законом. Во-вторых, важно подчеркнуть, что это будут именно исчерпывающие перечни. Так, например, перечень инсайдерской информации для эмитентов состоит из 49 пунктов; для управляющих компаний и субъектов, занимающих доминирующее положение, - по 18 пунктов; для организаторов торговли – 10; для информационных агентств – 8.

Как видно, перечень для эмитентов получился самым внушительным. Связано это, в частности, с принятием в октябре прошлого года закона, который существенно расширил перечень существенных фактов, которые обязан раскрывать эмитент.

Напомню также, что субъекты, на которых распространяется действие Закона, должны сформировать собственные перечни инсайдерской информации. Им предстоит выполнить и иные подготовительные мероприятия. Все они четко обозначены в Информационном письме ФСФР России от 27 января 2011 года.

Уверена, что у Закона есть высокий потенциал для того, чтобы сформировать благоприятную атмосферу на российских организованных рынках. Приведу такие данные. С сентября прошлого года ФСФР тестировала систему мониторинга сделок, совершаемых на российских биржах. За четыре месяца было зафиксировано более 26 тысяч подозрительных операций. Большую часть из них составили так называемые сделки, «не имеющие экономического смысла», но поступило также 727 сигналов о подозрении на сделки с использованием инсайдерской информации. Я, конечно, не уверена, что во всех этих случаях действительно имела место инсайдерская торговля. Важно, что эта работа началась; система мониторинга может совершенствоваться.

Таким образом, Закон создал правовые основы для выявления и предотвращения фактов манипулирования ценами или злоупотребления инсайдерской информацией. Конечно, это придаст инвесторам, в том числе, зарубежным, много больше уверенности при принятии решения о выходе на российский рынок.

 


Версия для печати

« Назад