На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Доклад
по проекту федерального закона № 373426-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля», внесенному Правительством Российской Федерации

Вашему вниманию представлен проект федерального № 373426-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля», внесенный Правительством Российской Федерации.

Права, обязанности органов и агентов валютного контроля и порядок осуществления их функций определены в статьях 22 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Анализ правоприменительной практики валютного законодательства выявил наличие определенных правовых пробелов в этой сфере. Законопроект направлен на устранение этих пробелов и согласование норм Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Проект устанавливает порядок направления запросов и передачи документов и информации по таким запросам между агентами и органами валютного контроля.

Законопроектом затрагиваются следующие основные моменты:

Одна из проблем заключается в том, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), налоговые органы и таможенные органы не всегда имеют возможности получать от уполномоченных банков необходимые документы и информацию, которые связаны с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. По причине необходимости соблюдения банковской тайны кредитные организации отказывают указанным организациям в выдаче соответствующей информации. Законопроектом предлагается включить Росфиннандзор, налоговые и таможенные органы в перечень органов, которым предоставлено право на получение от кредитных организаций документов и информации, содержащих банковскую тайну. Также устанавливаются нормы, запрещающие Росфиннадзору, налоговым и таможенным раскрывать полученную информацию третьим лицам.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 22) установлено, что уполномоченные банки передают налоговым и таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Законопроектом меняется редакция указанного абзаца с учетом дополнения статьи 23 новой частью 13, устанавливающей обязанность уполномоченных банков и Внешэкономбанка передавать налоговым и таможенным органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля копий документов в соответствии с установленным Законом перечнем.

С учетом практической необходимости законопроектом также дополняется установленный частью 4 статьи 23 Закона перечень документов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля.

В процессе обмена информацией между органами и агентами валютного контроля при осуществлении их функций этим организациям, а также должностным лицам может стать известной налоговая тайна. Для надлежащей защиты сведений законопроектом предлагается установить обязанность органов и агентов валютного контроля сохранять не только коммерческую, банковскую и служебную тайну, но и ставшую им известной налоговую тайну. Вместе с тем, в целях эффективного осуществления валютного контроля в Российской Федерации взаимообмен документами и информацией внутри системы органов и агентов валютного контроля не является нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.

Для надлежащего выполнения функций агентов валютного контроля таможенными и налоговыми органами недостаточно информации, передаваемой им Банком России по причинам чрезмерной обобщенности или недостатка передаваемой информации, недостаточной оперативности ее предоставления и др. При этом зачастую только уполномоченные банки могут являться источниками необходимых документов и информации о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций. В этой связи статья 23 Закона дополняется нормами, устанавливающими порядок прямого, более оперативного взаимодействия уполномоченных банков с налоговыми и таможенными органами. Одновременно законопроект устанавливает возможность получения соответствующей информации для осуществления функций налоговых агентов уполномоченными банками и Внешэкономбанком от налоговых и таможенных органов.

Представляется, что создание более развитой системы взаимообмена документами и информацией между органами и агентами валютного контроля позволит повысить эффективность контроля за соблюдением валютного законодательства в России. Комитет предлагает поддержать законопроект.
 


Версия для печати

« Назад