Меры по стабилизации банковской системы и фондового рынка России

Произошедшие за последние два года изменения в законодательстве на финансовом рынке главным образом были связаны с реакцией на последствия мирового финансового кризиса.
 
Национальная банковская система России осенью 2008 года находилась на грани финансового коллапса. Благодаря слаженным и оперативным действиям всех ветвей власти удалось стабилизировать финансовый рынок и защитить национальную экономику.
 
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 2,6 % ВВП (1089 млрд. рублей), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.
 
В 2009 году на эти цели было запланировано 1,834 трлн. рублей, из них на укрепление финансового сектора - 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей.
 
В настоящее время ситуация в банковском секторе стабильная и даёт повод для умеренного оптимизма. Оживился сектор потребительского и ипотечного кредитования, происходит плавное снижение ставок по выдаваемым кредитам. Ставки по ипотечному кредитованию достигли докризисного уровня в 10,5-12% , а средняя ставка по потребительскому кредитованию составляет 20%. Инфляция находится на рекордном за 18 лет для страны минимуме – 8,8%. Достигнуто положительное сальдо торгового баланса в размере 112 миллиардов долларов, объём государственного долга – 8% ВВП . Размер золотовалютных резервов сегодня составляет 448,6 миллиарда рублей – это третий показатель в мире. Учётная ставка Центрального банка - 7,75 (13% в декабре 2008 года) – рекордно низкий показатель за весь период его существования.
 
Однако на достигнутом останавливаться нельзя. Необходимо много работать, в том числе улучшать законодательную базу, особенно в области создания благоприятного инвестиционного климата. Я более подробно прокомментирую законопроекты, касающиеся финансового рынка.
 
В мае мы планируем завершить работу по подготовке законопроекта о противодействии распространению инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Хочу отметить, что само по себе обладание инсайдерской информацией не является наказуемым. Незаконным является использование подобной информации на бирже, из-за чего может возникнуть необоснованное преимущество одних инвесторов перед другими. Можно сравнить злоупотребление инсайдом или использование схем манипулирования с игрой в карты с профессиональным шулером – шансы на выигрыш отсутствуют.

Принятие этого законодательного акта позволит не только защитить рынок от спекуляций и недобросовестных участников, но и повысить инвестиционный потенциал России на международном рынке.

Активно идёт работа над доработкой Закона "О национальной платёжной системе". Её стабильное существование напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности государства и защиты интересов его граждан.
 
Существуют разные варианты создания национальных платёжных систем. Наиболее полярными вариантами являются Китайская модель с жёстким государственным регулированием и ограничениями на участие международных платёжных систем и Европейская - создание единого платёжного пространства через общие стандарты взаимодействия.
 
На мой взгляд, нам следует придерживаться европейской модели, разработав единые правила участия и присоединения к системе, "открытый протокол" для международных платежных систем, желающих работать на российском рынке. При этом они должны будут создать здесь свою полноценную инфраструктуру обслуживания. По примеру Китая следует создать единого Национального оператора, обеспечив при этом должный контроль Центрального банка над базами данных. Они должны находиться в нашей стране.
 
В этом году мы планируем внести серьёзные коррективы в работу рынка электронных денег, оборот которого в прошлом году превысил 40 млрд. рублей. Идёт работе над законопроектом "Об электронных деньгах". Возможно, работа над этим законопроектом и законом о Национальной платёжной системе будет синхронизирована.
 
Полагаю, что в данном вопросе необходимо и достаточно, чтобы и у банков, и у не-банков были равные права на рынке электронных платежей.
Важным элементом этой работы является законодательное регулирование вопроса об электронной подписи. Принятый в 2002 году закон "Об электронной цифровой подписи" заложил правовую основу для интеграции внутренних и международных систем электронной торговли.
 
Таким образом, определённое нормативное регулирование этих вопросов существует, однако необходимо в него внести существенные изменения.
Был принят в первом чтении проект федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Будущий закон призван закрепить не только особенности правового положения некооперативных микрофинансовых организаций, но и принципы их работы, а также снизить финансовые риски и защитить права клиентов. Вступление в силу этого документа даст возможность увеличить объём кредитования для представителей малого и среднего бизнеса.

Экономика страны заинтересована в привлечении прямых инвестиций, особенно в реальный сектор, для модернизации промышленности. Поэтому работе по созданию необходимой инфраструктуры, формированию благоприятной среды для инвесторов и регулированию правового поля депутатами Государственной Думы будет уделено особое внимание.