На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

"Актуальные задачи законодательного обеспечения развития
финансового рынка России"

Происходящие в последнее время на мировом финансовом рынке события, в частности приостановка торгов на ведущих мировых биржевых площадках по торговле ценными бумагами и резкие колебания курсов европейских валют, не могут не оказывать влияния на состояние финансового рынка Российской Федерации.
 
Это свидетельствует о необходимости принятия и внесения соответствующих изменений в ряд законодательных актов как прямо, так и косвенно влияющих на всех участников рынка.
 
В первую очередь, хочу обратить внимание участников конференции на готовящийся Закон "О национальной платежной системе".
 
Наличие национальной платёжной системы важно для любого государства, поскольку напрямую затрагивает вопросы безопасности, суверенитета и защиты интересов его граждан.
 
Существовали различные модели создания национальных систем. Например, в Китае платёжная система создавалась в 2002 году на базе межбанковской ассоциации. Был создан единый Национальный оператор (China Unionpay) с государственным участием в акционерном капитале. Сама по себе платёжная инфраструктура на тот момент внутри страны отсутствовала, проникновение международных систем было минимальным. Жёстко регулировалась деятельность международных участников Центральным банком (Народным Банком Китая), главным образом за счёт разрешения эмитировать кредитные карты исключительно Национальному оператору.
 
Однако на сегодняшний день число выпущенных карт в Китае превышает 1,5 млрд., платёжная система вышла на международный рынок. Это стало возможно за счет создания кобрендинговых проектов с ведущими мировыми платёжными системами.
 
Европейский путь связан с процессом создания единого платёжного пространства. Его основная задача – снизить стоимость трансграничных платежей для рядового потребителя. Для этого был создан Европейский комитет по платежам, в который входят представители национальных центральных банков, коммерческих банков стран еврозоны, представители Еврокомиссии и Европейского центрального банка. Выработаны единые стандарты и принципы, на основе которых все заинтересованные платёжные системы могут взаимодействовать друг с другом.
 
Например, ирландские банки в конце 1990-х годов запустили свою НПС (карту Laser), которая, в отличие от Китая, обращалась исключительно на территории страны. Сейчас эти банки смогли выйти на международный рынок. В стране с населением около 4,6 млн человек выпущено порядка 3 млн своих карт. При этом Visa и MasterCard также эмитируются ирландскими банками, но, как правило, они необходимы только тем клиентам, которые выезжают за рубеж. Таким образом, практически все транзакционные доходы остаются внутри страны.
 
Я считаю, что нам следует взять лучшее из опыта других стран:
 
От Китая взять единого Национального оператора и контроль Центрального банка над базами данных, которые должны находиться в нашей стране;
 
От Европы - единые правила участия и присоединения к системе, "открытый протокол" для международной платежной системы, желающих работать на российском рынке. При этом они должны будут создать здесь свои хранилища данных.

В таком случае российские участники рынка получат возможность обслуживания этих карт, в том числе через эмиссию кобрендинговых карт с Visa и MasterCard, для международных поездок.

Обязательно необходимо предусмотреть участие банков-эмитентов социальных карт в Национальной Платёжной Системе, что позволит более оперативно оказывать адресную поддержку субсидиями и другими социальными выплатами из бюджетов всех уровней всем тем, кто в ней нуждается.
 
В настоящее время обсуждается вопрос, что будет являться предметом правового регулирования будущего закона: в любом случае какие-то вопросы может решить уже сейчас Центральный банк, в рамках своей компетенции. В любом случае, считаю важным провести ревизию норм гражданского законодательства о расчетах, при необходимости актуализировать их в соответствии с новыми задачами.
 
Хочу несколько слов сказать еще об одном законопроекте, перспектива принятия которого существенно ближе. Это законопроект об инсайде. В начале мая Комитет завершил работу по подготовке документа ко второму чтению. Можно уверенно сказать, что сейчас законопроект стал существенно более качественным, проработанным. Это безусловно важно, потому что законопроект так или иначе коснется всех, не только участников организованного рынка, но и банков, и Центрального банка. Я напомню, что одним из спорных моментов стал вопрос о доступе к банковской тайне. Первоначально законопроект допускал, что ФСФР фактически беспрепятственно получает сведения, составляющих банковскую тайну, не было предусмотрено никаких защитных мер. Комитет по финансовому рынку выступил резко против этих положений. В результате доработки в проект включены положения о том, что раскрытие и передача сведений, составляющих банковскую тайну, возможны только на основании судебного решения или специального постановления следственного органа.
 
В целом вступление в действие ключевых законопроектов в этом и, надеюсь, в следующем году, позволит снизить системные риски финансового сектора. Это, в свою очередь, позволит банковскому сообществу эффективно наращивать кредитные портфель и реализовывать инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, а не быть заложником внешних факторов и волатильности рынков.


Версия для печати

« Назад