Государственно-частное партнерство и возможности
фондового рынка в реализации проектов ГЧП

Сегодня все чаще использование механизмов государственно-частного партнерства рассматривается в контексте инновационной модели развития. Необходимость активного взаимодействия государства и частного сектора обусловлена особенностями российской экономической среды. С одной стороны, есть общее понимание безальтернативности инновационного развития. Но, с другой стороны, у частного сектора недостаточно средств, ресурсов и, зачастую, стимулов для того, чтобы активно внедрять новые разработки даже при их наличии.
В настоящее время большая часть инвестиций в инновационные разработки и проекты прямо или косвенно осуществляется за счет государства. Финансовый потенциал частных инвесторов до сих пор не раскрыт. Этому безусловно есть причины. Одна из главных – недостаточно дружественная среда для инвестиций в инновационные компании.

Поскольку речь сегодня идет о возможностях фондового рынка в реализации проектов ГЧП, я не могу не рассказать о тех действиях, которые с прошлого года осуществляются совместно Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) совместно с госкорпорацией "Роснанотех". В средине прошлого года на ММВБ был создан специализированный биржевой сектор "Рынок инноваций и инвестиций", сокращенно РИИ ММВБ. Он включает в себя три площадки, ориентированные на разных инвесторов и эмитентов. Главная задача сектора – создать условия для выхода инновационных компаний на биржу, облегчить для них привлечение инвестиционных ресурсов с открытого рынка. На данный момент уже имело место первое размещение. ОАО "Институт стволовых клеток человека" привлек 140 млн. руб. Капитализация компании по итогам размещения, прошедшего 10 декабря прошлого года, составила 714 млн. руб., в настоящее время капитализация выросла в 2 раза. На данный момент идет подготовка размещений еще нескольких компаний.

Однако совместная деятельность ММВБ и ГК "Роснанотех" не ограничилась созданием сектора. Также с прошлого года группа ММВБ ведет работу по заключению соглашений о сотрудничестве с властями субъектов Российской Федерации. Соглашения уже подписали Новосибирская область, Мордовия, Санкт-Петербург. В рамках такого сотрудничества предусматривается правовая и информационно-аналитическая поддержка; отбор или создание региональных специализированных листинговых агентов (так называемых "упаковочных компаний"); образовательные программы для менеджмента потенциальных эмитентов РИИ ММВБ и так далее.

Отдельно хочу рассказать о деятельности рабочей группы, созданной в октябре прошлого года при Координационном совете РИИ ММВБ. Ее цель – разработка мер государственной поддержки привлечения частных инвестиций в инновационные компании. Я являюсь руководителем этой группы.
Первоначально на рассмотрение группы был внесен ряд предложений собранных "с рынка". Меры имели самую различную направленность – это и участие бюджета в компенсации части затрат инновационных компаний, и налоговые преференции.

К участию в обсуждении мы изначально привлекли участников рынка, а также представителей ответственных госорганов – Минэкономразвития, Минфина, ФСФР. Такой состав участников обсуждения позволяет на раннем этапе устранить возможные несогласованности, исключить очевидно непроходные варианты мер поддержки.

Как была построена работа? Мы постарались пошагово проследить, какие действия и расходы необходимо сегодня осуществить для того, чтобы инновационной компании выйти на биржу, для того, чтобы инвестору эффективно осуществить вложение. Анализ подтвердил и до этого очевидную вещь, что сегодня общие режимы, например, в сфере налогообложения, в сфере регулирования рынка ценных бумаг создают достаточно серьезные препятствия для эмитентов и инвесторов.

Например, для того, чтобы осуществить размещение на бирже на 150 млн. руб. эмитенту необходимо понести расходы:
• на подготовку пакета документов для государственной регистрации выпуска – это порядка 200-300 тысяч рублей;
• на регистрацию эмиссионных документов – более 200 тыс. рублей;
• главная статья затрат – на оплату услуг организатора размещения, листингового агента – 5 % от суммы размещения. Если размещаются ценные бумаги на 150 млн. руб., то эти затраты составят порядка 7,5 млн. руб.;
• кроме того, эмитент будет нести расходы на аудитора (порядка 600 тыс. руб.);
• необходимо оплатить услуги биржи – это еще около 200 тыс. руб.
Итого получается, что, с одной стороны, на бирже можно потенциально привлечь 150 млн. руб., но с другой стороны, нужно сперва потратить больше 9 млн. руб. Конечно, на сегодняшний день этот барьер является существенным препятствием для инновационных компаний, особенно на начальных этапах развития.

В этой связи рабочей группой было подготовлено предложение о субсидировании расходов эмитента при первичном размещении акций на организованном рынке. Предлагается, что компенсироваться будет до 50 % затрат. Определенную долю затрат целесообразно возмещать до размещения ценных бумаг, а оставшуюся часть - при условии успешного проведения IPO.

По оценке ГК "Роснанотех", в 2010-2012 годах объем средств, привлекаемых компаниями инновационного сектора с использованием фондового рынка, составит порядка 88 млрд. рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета на реализацию меры составят порядка 2,2 млрд. рублей.

В настоящее время мера уже получила поддержку Правительства РФ, Минэкономразвития дано поручение подготовить соответствующий нормативный акт. Остается уточнить еще ряд моментов, в частности, механизм финансирования. В качестве одного из вариантов рассматривается предложение использовать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд Бортника.

Также на уровне Правительства в данный момент рассматривается предложение об освобождении от налогообложения доходов от продажи акций инновационных компаний, если инвестор владел ими более одного года. Из мировой практики известно, что потенциально инновационная компания может показать нелинейный рост доходности. Как следствие, растут и доходы по ценным бумагам компании. Но одновременно растет и бремя налогообложения. Сегодня Налоговый кодекс РФ в общем случае позволяет инвестору уменьшить полученные доходы по ценным бумагам только на сумму понесенных им расходов. Между тем в налоговом законодательстве есть такое понятие как имущественный налоговый вычет, когда при владении имуществом в течение определенного периода времени доходы от его продажи освобождаются от налогообложения. Однако на ценные бумаги этот вычет сейчас не распространяется. Представляется, что для случаев владения акциями или облигациями инновационных компаний может быть сделано исключение.

Среди мер поддержки, которые непосредственно касаются выхода инновационных компаний на биржу, есть предложение об упрощении порядка выпуска такими компаниями облигаций как средства привлечения дополнительного финансирования. Сегодня выпуск облигаций в общем случае сопряжен с необходимостью подготовки и регистрации эмиссионных документов – решения о выпуске, проспекта эмиссии, отчета об итогах. Однако законодательство предусматривает случаи, когда эти формальности не требуется соблюдать. Речь идет о выпуске так называемых биржевых облигаций. Но на данный момент выпускать их могут только те эмитенты, чьи ценные бумаги прошли процедуру листинга и включены в котировальные списки биржи. К сожалению, позволить себе это могут в основном крупные компании. Для малых и средних инновационных компаний это практически невозможно.

Поэтому на рабочей группе было рассмотрено следующее предложение. Если инновационная компания уже разместила свои акции на бирже, например в секторе РИИ ММВБ, то она должна получить возможность разместить на этой же бирже свои биржевые облигации. Конечно, для реализации этой меры необходимо внесение изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Но могу сказать, что после предварительных консультаций в ФСФР, Минэкономразвития предложение не вызвало отторжения. Поэтому скорее всего мы продолжим работу над ней.

Это только отдельные моменты. Участники рынка на самом деле озвучивают самые различные варианты мер поддержки. Есть предложения субсидировать за счет бюджета часть расходов по кредитам, получаемым инновационными компаниями, возмещать часть расходов, которые компания будет нести при выплате доходов по своим ценным бумагам.

Интересным, на мой взгляд, направлением может стать внедрение специализированной программы обучения менеджмента инновационных компаний по проблемам подготовки к выходу на публичные рынки. Не секрет, что нередко ученые и инвесторы разговаривают на разных языках, у них в корне различается видение будущего компании.

Резюмируя, я хочу сказать, что мы видим серьезные перспективы для развития механизмов ГЧП на фондовом рынке. По нашим оценкам на рынке есть не только спрос инновационных компаний на инвестиции, но и серьезный потенциал их предложения – порядка 30 млрд долларов, которые находятся под управлением различных венчурных и государственных фондов. Поэтому мы будем прилагать усилия к тому, чтобы создать благоприятные условия для реализации инновационных проектов, в том числе в формате ГЧП.