На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Инсайд и манипулирование – чрезвычайно опасные явления для любого организованного рынка. Они формируют на рынке искаженные цен на товары или ценные бумаги. Например, какое-либо лицо, владея конфиденциальной информацией об убытках компании, продает по высокой цене пакет акций. Затем, когда информация об убытках компании раскрывается, стоимость ее акций снижается. В результате большинство инвесторов терпит убытки, а инсайдер, наоборот, несправедливо использует полученное преимущество. Инсайдеру достаточно совершить одну сделку в нужное время и в нужном месте для того, чтобы несправедливо обогатиться. В то же время, если инвестор потерял деньги из-за злоупотребления инсайдом или из-за манипулирования, то на этот рынок он скорее всего больше не вернется. Происходит утрата доверия инвесторов к рынку.
 
Нужно отметить, что само по себе обладание инсайдерской информацией не является наказуемым. Незаконным является использование такой информации на бирже, из-за чего возникает неосновательное преимущество одних инвесторов перед другими. Манипулирование ценами возможно вообще без использования какой-либо закрытой информации. В этом случае злоумышленник намеренно вводит в заблуждение остальных инвесторов, заставляет их ориентироваться на искаженную информацию и совершать убыточные сделки.
 
Можно сравнить злоупотребление инсайдом или использование схем манипулирования с игрой в карты с шулером – шансы на выигрыш отсутствуют. Очень важно то, что сегодня у добросовестного участника нет методов борьбы с инсайдом. Он может только уйти с рынка. Поэтому задача государства –  противодействовать этим негативным явлениям. Именно эту задачу должен решить внесенный Правительством РФ законопроект.
 
В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе стало очевидно, что предложенный вариант регулирования требует существенной корректировки.
 
Отдельно был поставлен вопрос об ответственности средств массовой информации. Первоначальный текст законопроекта фактически требовал от СМИ перепроверять поступающую информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской. Это могло существенно ограничить оперативность и свободу распространения информации.
 
Много внимания было уделено вопросу ответственности средств массовой информации. Благодаря тому, что к участию в рабочей группе были привлечены представители разных СМИ, формулировки удалось согласовать. Предложено закрепить, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. Затем при определении состава манипулирования в виде распространения ложной информации было указано, что должен быть умысел на совершение этого нарушения, который должен будет доказываться госорганом.
 
В отношении СМИ отдельно указано, что СМИ, через которые распространены ложные или вводящие в заблуждение сведения, редакция и главный редактор этого СМИ, а также журналист, распространивший такие сведения, не могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, при наличии одного из следующих условий:
·        указанные сведения являются дословным воспроизведением высказываний, интервью, заявлений граждан, сообщений или заявлений юридических лиц, и такие лица могут быть установлены из содержания публикации;
·        указанные сведения являются дословным воспроизведением публикаций, распространенных  другими средствами массовой информации и такие средства массовой информации могут быть установлены из содержания публикации.
 
Кроме того юридические лица, осуществляющие производство, выпуск или распространение продукции СМИ, либо являющиеся редакцией СМИ, могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, только при наличии одного из трех условий:
 
·         эти лица извлекли   доход или избежали убытков в результате совершения сделок с финансовым инструментом или товаром на основании указанной информации;
·        либо указанные лица распространили заведомо ложные или вводящие в заблуждение сведения на условиях встречного предоставления им денежных средств либо получения ими иной имущественной  выгоды;
·        либо эти лица отказались предоставить ФСФР сведения об источнике распространенных заведомо ложных или вводящих в заблуждение сведений.
 
Редакция СМИ, главный редактор, журналист обязаны предоставлять ФСФР сведения об источнике опубликованной информации, только когда требование ФСФР касается предоставления сведений об источнике опубликованной ложной информации, повлекшей за собой негативные последствия.
 
Исключена статья о порядке распространения результатов исследований и статистических данных в сфере финансовых и товарных рынков.
 
По общему мнению участников рабочей группы на данный момент законопроект в существенно большей степени близок к приемлемому варианту. Мы считаем, что это результат плотной работы рабочей группы и открытого обсуждения законопроекта на публичных мероприятиях, в том числе на парламентских слушаниях, которые в декабре прошли в Государственной Думе.

Версия для печати

« Назад