Секция "Инновации"
Необходимость кардинальных инноваций сегодня неоднократно подтверждена. Но несмотря на всю убедительность логики модернизации, нельзя надеяться исключительно на "сознательность" бизнеса. К сожалению, у российских предприятий нет выраженной инновационной мотивации. Это видно по тому, насколько мало востребованы инновационные идеи в реальном секторе экономики. Инновационные технологические инвестиции составляют в среднем лишь 10 % от общего числа инвестиций. Количество заявок на изобретения на душу населения у нас в 3-4 раза меньше, чем в США и Германии, и в 18 раз - чем в Японии.
Сегодня в России механизмы перелива капитала в отрасли "экономики знаний" очень слабо развиты. Следовательно, необходимо формировать систему мотиваций для финансирования инноватики, особенно на начальном этапе научных изысканий.
Мировая практика показывает, что в управлении финансовыми потоками инновационного развития значительную роль играет государство. Экономической наукой доказано, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить необходимого уровня внедрения инноватики. Это связано с тем, что есть так называемые "провалы рынка". Эти "провалы" вызваны рядом причин. Это и потребность в значительных финансовых ресурсах, и низкая эффективность системы охраны интеллектуальной собственности, и, конечно, высокие риски и так далее. Есть даже такой эффект, что научные исследования дают наибольшую отдачу не в тех областях науки и техники, где они проводились, а в сопредельных.
Таким образом, как показывает практика развитых странах мира, без помощи государства бизнес не способен в требуемом объеме замыкать инновационные циклы.
Кроме того, существуют проблемы внутреннего характера, в том числе с источниками финансирования. В России пока не развиты институты, которые могли бы аккумулировать финансовые ресурсы для инвестирования. Недостаточно капитализирована банковская система. Фактически нет рынка "длинных" кредитов, как нет и страховки от рисков финансирования.
Все эти факторы объективно увеличивают значимость государства на инновационном рынке. Необходимо создать механизм взаимодействия всех его участников. Государство должно активно поддерживать новаторскую деятельность прямо и косвенно.
В этой связи я хочу сказать о том, что летом прошлого года Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) совместно с госкорпорацией "Роснанотех" был создан биржевой сектор "Рынок инноваций и инвестиций". Его цель – создать биржевой механизм привлечения инвестиций в высокотехнологический сектор экономики России. Для этого, в частности, была создана рабочая группа по разработке рекомендаций о господдержке привлечения частного капитала в инновационные компании, которую я возглавляю.
Мы рассматриваем различные предложения о мерах госстимулирования выхода инновационных компаний на публичные рынки, изучаем имеющийся опыт. Поэтому я могу сказать, что меры прямой и косвенной поддержки со стороны государства – это не какие-то эксклюзивные варианты. Они в принципе известны и в России, и за рубежом.
Это субсидирование различных видов затрат, процентных ставок, предоставление фискальных преференций, снятие ряда ограничений при выходе инновационных компаний на рынки. Важными будут программы обучения, поскольку нередко ученые и инвесторы разговаривают на разных языках. Часть этих мер включена в предложения "первой сотни" резерва управленческих кадров. Именно такие меры сегодня должны разрабатываться и внедряться для того. Это им будет практическим подтверждением перехода к активной государственной политике в сфере инноваций.