На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Доклад
по проекту федерального закона № 164661-5
"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона
 "О валютном регулировании и валютном контроле"
 
Уважаемые коллеги!
 
Статьей 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрена обязанность резидентов обеспечить получение валютной выручки от нерезидентов за переданные им товары и оказанные услуги. Сроки исполнения данной обязанности определяются внешне-торговыми договорами. Законопроектом предлагается освободить резидентов, оказывающих услуги по перестрахованию, от обязанности по репатриации валютной выручки. 
 
Авторы законопроекта обосновывают необходимость предложенных изменений спецификой деятельности по перестрахованию. Перестраховочная премия, составляющая валютную выручку резидента, до поступления перестраховщику проходит много этапов (включающих расчеты между страхователем, страховым брокером, страховщиком, перестраховочным брокером). По мнению авторов законопроекта, в связи с такой сложностью цепочки расчетов перестраховщики не имеют возможности влиять на сроки поступления валютной выручки на их банковские счета и, соответственно, своевременно выполнять требования статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". 
 
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию законопроекта.
 
Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" не установлены конкретные сроки для репатриации резидентами валютной выручки. Резиденты-перестраховщики могут в договорах перестрахования предусматривать любые сроки завершения расчетов и  поступления валютной выручки. Таки образом, действующие нормы законодательства не препятствуют добросовестным резидентам-перестраховщикам организовать свою внешнеторговую деятельность с соблюдением всех требования  статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
 
Кроме этого, статьей 450 Гражданского кодекса предусмотрена возможность изменения договора по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. В таком случае сроки внешнеторгового договора могут быть продлены.
 
Необходимо отметить также и тот факт, что наличие сложной цепочки посредников до окончательного перечисления средств резиденту характерно не только для сферы перестрахования, но и для многих иных видов внешнеэкономической деятельности. Законопроектом перестраховщики-резиденты ставятся в исключительное положение, позволяющее им практически выйти из-под контроля органов валютного регулирования. Такой избирательный подход представляется необоснованным. 
 
Более того, нормы Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" уже учитывают особенности, связанные с деятельностью перестраховщиков. В действующей редакции статьи 19 предусмотрено право резидента не зачислять на свои счета в уполномоченных банках валютную выручку при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
 
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку  рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона при его рассмотрение в первом чтении.

Версия для печати

« Назад