На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Взаимодействие власти, вузов, бизнеса в поддержке
студентов и молодых специалистов
 
Образованию в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Это стратегическая сфера интересов государства. В период кризиса и государство, и вузы должны приложить все усилия, чтобы сложные экономические условия не препятствовали реализации права на образование. Нельзя, чтобы из-за финансовых сложностей кто-то не смог закончить обучение. Чтобы выпускники, получившие фундаментальные знания, остались невостребованными. Важность проблемы очень высока, поэтому ею сегодня занимаются на самом высоком политическом уровне.
 
Еще в феврале Президент Дмитрий Медведев обозначил те меры поддержки, которые должны быть оказаны российскому студенчеству в кризисной ситуации. В своем видео-обращении 2 февраля он озвучил, в частности, следующие предложения: развитие системы образовательных кредитов; фиксация платы за обучение; перевод успевающих студентов с платного обучения на бесплатное.
 
Отмечу, что число студентов-платников в России составляет две трети их общего числа, поэтому инициативы по поддержке таких студентов имеют огромную социальную значимость. Президент дал соответствующие поручения Правительству и Министерству образования и науки. Сегодня уже можно обсуждать, как эти поручения исполняются.
 
Что касается перевода успевающих студентов с платных на бюджетные места. По подсчетам экспертов в этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тысяч студентов. Так ли это будет на практике, теперь во многом зависит от конструктивной позиции руководства вузов. Должна сказать, что действующее законодательство уже содержит норму, которая позволяет переводить успевающих студентов – контрактников на вакантные бюджетные места. Условия такого перевода вузы устанавливали самостоятельно. Министерство образования, проанализировав уставы вузов, выявило, что ряд из них в качестве условия для перевода установили очень высокие требования к студентам, например, отличная учеба на протяжении длительного времени (до 3 лет). В Минобразовании справедливо оценили такие нормы как запретительные, практически ущемляющие права студентов. В марте всем вузам были направлены соответствующие рекомендации. Так, перевод студентов должен осуществляться два раза в год, то есть по результатам каждой сессии. Вузы должны разработать процедуру перевода. Обязательным требованием является ее прозрачность. Вузы должны будут публиковать на своих сайтах информацию о вакантных бюджетных местах. По рекомендации Минобразования вузы могут самостоятельно регулировать требования по успеваемости. Однако период, в течение которого студент должен будет соответствовать этим требованиям, не должен быть более четырех семестров.
 
Что касается фиксации платы за обучение, то, по имеющейся информации, более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для учащихся студентов на весь период обучения.
 
По поводу образовательных кредитов. Напомню, что еще с 2008 года началась экспериментальная программа образовательного кредитования. В ходе реализации программы, а также в связи с усложнившейся экономической обстановкой выявились некоторые моменты, которые необходимо скорректировать. В настоящий момент Правительство работает над соответствующим постановлением. Во-первых, кредит сможет получить только хорошо учащийся студент. Во-вторых, кредит смогут получить те студенты, которые обучаются по специальностям, особо востребованным экономикой. Если же специальность, по которой обучается студент, не входит в этот перечень (например, менеджеры, гуманитарии, экономисты), то все будет зависеть от качества образования, которое обеспечивает вуз. Как мне кажется, такие условия кредитования станут лишним поводом для абитуриентов хорошо подумать, по какой специальности учиться, и более критично подойти к выбору учебного заведения. В-третьих, процентную ставку планируется установить достаточно низкую - не более 11,5% годовых. Студент будет возвращать кредит и проценты по нему только после окончания обучения и трех месяцев, которые будут ему даны для трудоустройства. Есть задача повышения заинтересованности банков в выдаче образовательных кредитов. Еще в докризисный период таким видом кредитования занимались всего 5-6 банков, сейчас их количество еще снизилось. Поэтому, чтобы покрыть риски банков, государство возьмет на себя поручительство по таким кредитам. Кроме того, будет субсидировать три четверти ставки рефинансирования Центрального банка. Думаю, при таких условиях это направление станет более привлекательным.
 
 Еще одно направление работы – это поддержка студентов, которые в этом году заканчивают учебу. Подготовлены меры по переподготовке по более востребованным специальностям, по увеличению бюджетного приема в магистратуру и в аспирантуру. Число бюджетных мест в магистратуре может увеличиться до 34 тыс., а в аспирантуре – до 29 тыс. Будет развиваться сеть национальных исследовательских университетов. В этом году по результатам конкурса целому ряду университетов будет присвоена именно эта категория. Победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное оснащение научных работ. Ряд выпускников могут быть заняты в таких университетах. В Государственную Думу внесен законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. По данным Минобразования, уже в этом годы такие предприятия готовы создать 187 вузов из 71 региона, что даст дополнительно сразу 25-30 тыс. рабочих мест. Разрабатывается законопроект о первом рабочем месте, который устанавливает определенные права работникам, а также меры стимуляции для работодателей.

В заключении хотелось бы сказать, что кризис, конечно, заставляет предпринимать экстренные меры, ускоряет процессы, которые уже были намечены. В какой-то мере, можно сказать, что это для нас также шанс улучшить нашу систему образования, заложить новые направления. В этой работе все – и государство, и вузы, и бизнесмены, и, конечно, сами студенты должны объединить свои усилия.


Версия для печати

« Назад