На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"
 
Использование инсайдерской информации и манипулирование рынком – явления чрезвычайно негативные. Они угрожают самим основам функционирования организованных рынков, создают у одних инвесторов преимущество по отношению к другим, препятствуют справедливому ценообразованию. В результате  подрывается доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшаются условия для инвестирования и торговли на них.
 
Дальнейшее развитие фондового рынка, становление в России финансового центра немыслимо без законодательного регулирования  соответствующих отношений.
 
Во многих зарубежных странах сегодня установлены специальные правила  распространения инсайдерской информации и создан эффективный механизм противодействия  манипулированию ценами на рынках. Специальная система контроля существует в Соединённых Штатах Америки. С определёнными изъятиями она применяется в Великобритании, детально разработана такая система в Германии. Так, в соответствии с немецким законом о торговле ценными бумагами даже попытка проведения транзакции на основе конфиденциальной информации о бизнес-политике  признается инсайдерской торговлей.  Она является наказуемым  правонарушением.
 
При подготовке внесенного в Государственную Думу законопроекта Правительство России изучало соответствующий зарубежный опыт.
 
Рассматриваемый законопроект нацелен на создание механизма выявления и пресечения правонарушений, совершаемых путем использования инсайдерской информации и манипулирования ценами на рынке. Устанавливаемое им правовое регулирование распространяется в целом на организованный рынок, как финансовый (включая валютный), так и товарный.
 
Законопроект дает определения понятий "инсайдерская информация", "инсайдер". Устанавливает признаки манипулирования рынком. Определяется круг полномочий регулирующего органа по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации. Устанавливается комплекс положений, закрепляющих основы механизма контроля за действиями инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Наконец, законопроект устанавливает специальные правовые последствия совершения инсайдерских сделок. В частности, предусматривает взыскание в доход Российской Федерации с лица, совершившего такую сделку,  суммы незаконно полученной прибыли. 
 
Законопроектом также предполагается внести изменения в ряд федеральных законов. Так, для цели получения информации об операциях лиц с денежными средствами, когда такая информация необходима для выявления случаев неправомерного использования инсайдерской информации, предполагается внести изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", установив соответствующие исключения из положений о банковской тайне. Из Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предлагается исключить все положения, регулирующие манипулирование ценами.
 
В ходе обсуждения законопроекта на заседании Экспертно-консультативного совета фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"  всеми участниками была признана необходимость создания системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации. Однако одновременно было отмечено, что предложенный вариант регулирования требует значительной корректировки.
 
 Так, для создания необходимой правовой базы законопроектом вводятся определения понятий "инсайдерская информация", "инсайдер", "манипулирование рынком" и так далее. Однако все комитеты Государственной Думы в своих заключениях отмечают существенные недостатки предложенных дефиниций.
Например, инсайдерской информацией может быть и "иная информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов или товаров". Такое широкое определение инсайдерской информации через оценочные категории создает простор для возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Из определения понятия "инсайдерская информация" непонятно, как она соотносится по объему со служебной, коммерческой информацией и тайной.
 
Необоснованно велик перечень лиц, которые будут признаваться инсайдерами и нести предусмотренную законопроектом ответственность. Например, к инсайдерам будут относиться все акционеры открытого акционерного общества. Практически в этот круг может быть включено любое количество людей, в том числе, технические работники, оформляющие, размножающие и пересылающие инсайдерскую информацию.
Понятие "манипулирование рынком" определено недостаточно четко, с использованием оценочных категорий, таких как "действия, способные оказать влияние", "существенное отклонение", "предварительное соглашение (договоренность)", "незначительный промежуток времени".
 
Нечеткость формулировок открывает возможности для их произвольного толкования, а следовательно - для произвола контролирующих органов, проявления коррупции и других негативных последствий.
 
Нарекания вызвало исключение из сферы регулирования законопроекта отношений с участием органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Такой подход нарушает принцип юридического равенства участников гражданского оборота.
 
Требует согласования позиций предложенная законопроектом конструкция возмещения вреда, причиненного в результате "незаконного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком", поскольку сейчас она вступает в противоречие со статьей 1068 Гражданского кодекса РФ. Вопреки правилу об ответственности юридического лица за действия своих работников, законопроект, напротив, предполагает ответственность самого работника и субсидиарную ответственность юридического лица.
 
Наконец, было отмечена необходимость скорректировать предмет и цели регулирования законопроекта с учетом положений законодательства о защите конкуренции.
 
Учитывая значительное количество замечаний была создана рабочая группа, задачей которой как раз и является детальный анализ законопроекта. Будут изучены  замечания и рекомендации всех заинтересованных сторон. Полагаю, что в конечном итоге будет представлен адекватный, работающий, эффективный проект закона.

Версия для печати

« Назад