На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса"

Приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" включает в себя три направления:

• ускоренное развитие животноводства;
• стимулирование развития малых форм хозяйствования;
• обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Решение указанных задач является чрезвычайно важным. Для их реализации необходимо соответствующее правовое регулирование. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 года и 27 февраля 2006 года, определившими перечень первоочередных нормативных правовых актов по реализации национальных проектов, по проекту "Развитие агропромышленного комплекса" предусматривалось принятие нормативных правовых актов по 7 направлениям.

В настоящее время по этим направлениям принято 12 постановлений Правительства Российской Федерации и издано 9 приказов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Для участников заседания подготовлены Таблица основных нормативных правовых актов, принятых по этим вопросам, а также Справка с изложением содержания принятых актов. Учитывая то, что национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" в настоящее время обсуждается широко и проблемы при этом поднимаются разные, в том числе выходящие за рамки узкоцелевых задач национального проекта, для участников заседания в разделе "Иные акты" представлена информация о других важных нормативных правовых актах, принятых по агропромышленному комплексу.

Планом Правительства Российской Федерации было предусмотрено принятие подзаконных актов. Вместе с тем считаю, что необходимо осуществить законодательное регулирование ряда вопросов. Сельское население возлагает огромные надежды на национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса". Восстановить в полном объеме то, что было разрушено в течение полутора десятков лет, нереально. И ожидания населения, связанные с исправлением существующей ситуации в настоящее время, возможно, являются завышенными. Поэтому в ближайшее время нужно приступить к решению существующих глобальных проблем в этой сфере, для того чтобы создать предпосылки к решению системных проблем в области сельского хозяйства. Считаю важным сегодня обсудить проект Плана законодательных инициатив и с учетом сложности этого вопроса рассмотреть его во внутрифракционных группах фракции "Единая Россия" с тем, чтобы получить максимально широкое обсуждение данных проблем.

Некоторые из законодательных инициатив, указанных в Плане, я хочу кратко прокомментировать.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся 2 проекта федеральных законов "О развитии сельского хозяйства". Субъектом права законодательной инициативы по одному из них является Правительство Российской Федерации, по другому - депутаты Государственной Думы.

Поскольку с 1 января 2005 года признаны утратившими силу Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" и Закон "О социальном развитии села", вопросы развития сельского хозяйства практически остались вне правового регулирования. Вместе с тем необходимо законодательно определить цели, принципы и главные направления государственной политики в сфере развития сельского хозяйства, основные направления государственной поддержки развития сельского хозяйства и сельских территорий с учетом разграничения полномочий между федеральными, региональными органами власти, а также ключевые понятия: "агропродовольственная политика", "агропродовольственный рынок", "сельское хозяйство", "сельскохозяйственный товаропроизводитель". Два проекта федеральных законов Государственная Дума будет рассматривать одновременно. Считаю важным одновременно с принятием в первом чтении проекта федерального закона принять Постановление Государственной Думы, в котором определить круг вопросов, которые должны быть доработаны при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Следующий вопрос. Федеральным бюджетом на 2006 год предусмотрено выделение 5 млрд рублей на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. Однако в связи с сохраняющейся тенденцией роста цен на топливо в первом квартале 2006 года и, как следствие, сохраняющейся тенденцией диспаритета цен между горюче-смазочными материалами и сельхозпродукцией 18 марта этого года на расширенном заседании Высшего совета Партии "Единая Россия" Правительству Российской Федерации было предложено обеспечить стабилизацию цен на топливо и выделить дополнительные средства на погашение ущерба от морозов и на покрытие затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение топлива. В связи с этим уже в ближайшее время необходимо внести в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" соответствующие изменения в части предоставления субсидии бюджетам субъектов на указанные цели.

Законодательного решения требуют также следующие налоговые вопросы.

16 апреля 2006 года вступила в силу статья 2 Федерального закона, предусматривающего продление до 2007 года включительно срока применения ставки 0% по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, учитывая новизну мероприятий, проводимых в рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", срок их реализации (в соответствии с сетевым графиком действия запланированы до 2008 года), а также то обстоятельство, что экономический эффект от их реализации не может носить мгновенный характер, с целью установления наибольшего периода благоприятствования развития и поддержки сельхозтоваропроизводителей считаю целесообразным обсуждать вопрос о продлении на более длительный срок ставки 0% по налогу на прибыль. Предложение по данному вопросу в настоящее время отсутствует в Плане законодательных инициатив, но после обсуждения его во внутрифракционных группах фракции "Единая Россия" считаю целесообразным дополнить План проектом данного федерального закона.

Следующая налоговая проблема, требующая решения, связана с взиманием налога на добавленную стоимость при закупке сельскохозяйственной продукции. В настоящее время при продаже продукции, произведенной из сырья, приобретенного у физического лица или у организации-плательщика налога на добавленную стоимость, предприятие-переработчик или предприятие, осуществляющее последующую реализацию продукции, уплачивает налог на добавленную стоимость с разницы между ценой реализации продукции и ценой приобретения сырья, а при продаже продукции, произведенной из сырья, приобретенного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, – со всей цены реализации. Такое положение не только противоречит экономической природе налога на добавленную стоимость, как налога, уплачиваемого с добавочной стоимости, но и создает в условиях конкурентного рынка дополнительное препятствие для сбыта произведенной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Для устранения причин, препятствующих сбыту продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, целесообразно внесение изменения в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Проект данного федерального закона разрабатывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Однако позиция Министерства финансов Российской Федерации в настоящее время отрицательная. Считаю, что принципиально важно для развития сельхозтоваропроизводителей его поддерживать.

Безусловно, осуществление указанных мероприятий выходит за рамки национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", поскольку проектом поставлены целевые задачи, но полагаю, что комплексный подход к решению обозначенных проблем позволит оправдать ожидания населения.


Версия для печати

« Назад