На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Приоритетный национальный проект "Образование": проблемы и перспективы

В настоящее время вопросы реализации приоритетных национальных проектов обсуждаются широко и проблемы при этом поднимаются разные, в том числе выходящие за рамки целевых задач национального проекта. Но эти проблемы являются актуальными.

Приоритетным национальным проектом "Образование" поставлены семь целевых задач:

• стимулирование образовательных учреждений вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
• информатизация школ путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет;
• поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;
• поощрение лучших учителей;
• расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;
• формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
• дополнительное вознаграждение за классное руководство.

Для реализации указанных задач необходимо соответствующее правовое регулирование. 14 ноября прошлого года было принято Распоряжение Правительства, в котором был определен План подготовки первоочередных нормативных правовых актов по реализации приоритетных национальных проектов. По приоритетному национальному проекту "Образование" до апреля этого года Планом предусматривалось принятие 11 нормативных правовых актов. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится 1 проект федерального закона, принято 6 постановлений и 2 распоряжения Правительства Российской Федерации, издано 5 приказов Министерства образования и науки Российской Федерации. В связи с этим разработана Таблица по принятым нормативным правовым актам, а также подготовлена Справка с изложением содержания принятых актов. Вместе с тем на сегодняшний день по девяти направлениям Плана нормативные правовые акты еще не приняты. По трем направлениям проекты актов разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации: в части поощрения лучших учителей, поддержки талантливой молодежи и создания бизнес-школ.

Планом предусмотрено принятие подзаконных актов. Однако, по мнению многих депутатов, с целью обеспечения системных изменений по основным направлениям развития образования целесообразно принять целый ряд законодательных актов. В связи с этим разработан План законодательных инициатив по приоритетному национальному проекту "Образование", который включает 12 проектов федеральных законов, а также подготовлена Справка о концепции этих законодательных актов.

Считаю целесообразным уже в рамках весенней сессии приступить к рассмотрению проекта федерального закона, который разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации, в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации. Предоставляется также право получения образования по вечерней и заочной форме обучения военнослужащим-контрактникам, продолжающим военную службу. Проектом федерального закона предусмотрена возможность внеконкурсного поступления в вузы для лиц, в течение не менее трех лет отслуживших в армии, при условии успешной сдачи вступительных испытаний; создание бюджетных подготовительных отделений; установление повышенной стипендии на весь период обучения.

Вместе с тем я считаю важным обсудить вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год". При подготовке проекта федерального бюджета в части определения размера субсидии на вознаграждение за классное руководство объемы финансирования определялись следующим образом. В соответствии с данными о количестве обучающихся за 2005 год, представленными субъектами Российской Федерации, общее число учителей рассчитывалось посредством его деления на 25 как единственного показателя наполняемости класса. Однако не был учтен районный коэффициент и отчисления по единому социальному налогу. 30 декабря 2005 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, в котором был определен порядок направления субсидий и учтен районный коэффициент и отчисления по единому социальному налогу; наполняемость класса – для городских школ 25 учеников, для сельских - 14.

4 февраля 2006 года был изменен порядок финансирования: в классах с меньшей наполняемостью педагоги получили возможность получать доплату пропорционально числу учащихся. В связи с этим необходимо увеличение объема субсидий, направляемых из федерального бюджета в регионы. Например, федеральным бюджетом для Новосибирской области было предусмотрено финансирование на эти цели в размере около 140 млн рублей. С учетом этих факторов финансирование должно быть увеличено до 228 млн рублей. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год".

Кроме того, в настоящее время обсуждается вопрос о введении ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения за классное руководство педагогам, работающим в вечерних школах и коррекционных образовательных учреждениях. Безусловно, это очень важно и это было бы справедливо. Но, если это решение будет принято, необходимо также внести изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год".

Необходимо отметить, что одним из поручений Президента Российской Федерации, данным по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября прошлого года, является разработка мер по повышению престижа профессии учителя. Для решения этой задачи Министерством образования и науки Российской Федерации обсуждается подготовка законопроекта, дающего право на дополнительное материальное обеспечение педагогов, имеющих почетное звание "Народный учитель". Таких педагогов в Российской Федерации, вероятно, не очень много. Например, в городе Новосибирске их нет, но тех лиц, которым было присвоено звание "Заслуженный учитель", в Новосибирске, например, 350. Безусловно, материальное поощрение именно этой категории учителей – это серьезный шаг к решению вопроса о повышении престижа профессии учителя. Но необходимо учитывать, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено 60 категорий почетных званий заслуженных специалистов. Именно поэтому решение обозначенной проблемы не может быть однозначным.

Вместе с тем актуальными являются и такие проблемы, как, например, обеспечение образовательных учреждений учебниками и методическими пособиями, а также участие частного капитала в реализации национального проекта, так называемое частно-государственное партнерство.

В целях эффективной реализации приоритетного национального проекта "Образование" подготовлены замечания и предложения по отдельным проектам федеральных законов.

В них представлены дополнительные замечания правового характера, кроме тех замечаний, которые указаны Государственным Правовым Управлением и ведомствами. Возможно, они будут полезны при подготовке законопроектов.

И в заключение я хотела бы поблагодарить Министерство образования и науки Российской Федерации за эффективное и оперативное сотрудничество с Экспертно-консультативным советом при подготовке к сегодняшнему заседанию.


Версия для печати

« Назад