На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О доступности отечественных продуктов питания
 
 
Сегодня мы обсуждаем вопрос о доступности отечественных продуктов питания. Очевидно, что решение этой задачи зависит от того, как обстоят дела в торговой сети. Мне бы  хотелось рассказать о ситуации, сложившейся в Новосибирской области.
 
Всего в Новосибирской области более 10 тысяч магазинов, торгующих продовольственными товарами. Из них 250 магазинов приходится на семь крупных торговых сетей. В тоже время на эти 250 магазинов приходится порядка 38 % розничного товарооборота.
 
Если говорить о взаимоотношениях между производителями и торговыми сетями, то,  как и повсеместно, торговые сети применяют полный набор платежей за доступ к полкам, бонусы, ретробонусы и так далее. Практически у всех торговых сетей в последнее время выросла задолженность перед поставщиками. Например, только у одной из крупных федеральных торговых сетей задолженность перед хлебопеками составляет 117 млн. рублей, перед производителями молока – 250 млн. рублей. Есть отдельные примеры, когда торговая сеть погашает задолженность в текущем порядке, то есть не допускает просрочек, но это редкие исключения. Применяются и механизмы возврата товара на самых невыгодных для поставщиков условиях. Сети перекладывают риск нереализации товара на производителя, которые вынуждены идти на эти условия. Однако, нужно отметить, что в Новосибирской области ни в антимонопольные органы, ни в органы прокуратуры пока не поступило ни одной жалобы от производителей. Это ограничивает возможности воздействия на ритейлеров.
 
Конечно, поведению торговых сетей есть определенное объяснение. В последние годы они инициировали большое количество инвестиционных проектов, строительство новых объектов. Теперь, в условиях дефицита кредитного ресурса, они пытаются экономить на поставщиках, используя свое преимущественное положение.
В отсутствие федерального закона о торговле в Новосибирской области тем не менее была предпринята попытка урегулировать деятельность торговых сетей в добровольном порядке. Было заключено соглашение, в соответствии с которым торговые сети приняли на себя обязательство обеспечивать, чтобы не менее 80 % товаров на полках были отечественного производства.
 
Кроме того, они предоставляют сведения о заработной плате своих сотрудников, было определено, что она будет составлять не менее 2 прожиточных минимумов. Еженедельно предоставляется информация об ассортименте и ценах на товары. Раскрываются инвестиционные планы. Дело в том, что в настоящее время нет механизма мониторинга и контроля за развитием торговых точек, отсутствует реестр торговых предприятий. В результате органы государственной власти не имеют формально возможности отслеживать ни создание новых магазинов, ни их перепрофилирование, ни ликвидацию. В таких условиях проблематично решать проблему обеспечения доступности продовольственных товаров в различных регионах области и даже в районах такого крупного города как Новосибирск.
 
Возвращаясь к заключенному соглашению, надо сказать, что было закреплено, что торговые сети могут устанавливать надбавку не более 10 % на один из продуктов ассортиментного ряда. Фактически это означает, что, например, из трех видов молока, представленных в магазине, на один из них магазин устанавливает наценку не больше 10 %, как правило, это 3-5 %. Это обязательство приняли на себя большинство магазинов, с которыми заключено соглашение. Правда, крупнейшие федеральные сети, такие как "Лента", "Ашан", "Метро" данное требование не соблюдают, но они проводят свои собственные акции по снижению цен.
 
Кроме того, в городе Новосибирске действует муниципальная дисконтная карта, которая предоставляет право социально необеспеченным гражданам на получение скидки в размере 7 % на продовольственные товары. Первоначально предполагалось установить, что скидка распространяется на ограниченный перечень продуктов (хлеб, молоко и так далее). Но затем ритейлеры согласились на то, чтобы скидка применялась ко всем продуктам. Сейчас идет работа над тем, чтобы внедрить этот опыт на территории всей области, поскольку торговые сети постепенно выходят и на остальную территорию региона.
 
Как уже было отмечено, агрессивное поведение торговых сетей во взаимоотношениях с поставщиками в определенной степени обусловлено тем, что усложнилась ситуация с кредитными ресурсами для инвестиционных проектов торговых сетей. Поэтому в перечень предприятий - получателей государственной поддержки были включены такие крупные ритейлеры новосибирского рынка как "Холидэй классик", "Пятёрочка". Например, "Пятёрочка" в Новосибирской области имеет 130 магазинов, в них занято 6 тысяч работников. Но пока, как вы знаете, форма поддержки и сроки ее предоставления конкретно не определены.  
 
Как известно сейчас идет подготовка законопроекта о торговой деятельности. Представляется, что для участия в этой работе просто необходимо привлекать представителей регионов, быть может, не от каждой области, но несколько человек от Сибирского федерального округа и других округов. Это необходимо, чтобы создатели законопроекта наглядно видели проблемы, с которыми сталкиваются и производители, и ритейлеры, и государственные органы при обеспечении доступности продовольственных товаров для населения. Ведь при отсутствии эффективных механизмов мониторинга просто невозможно прогнозировать социально-экономическое развитие региона. Сейчас органы государственной власти получают информацию косвенным путем – из органов статистики, из налоговых органов, причем эта информация предоставляется на основании закона, а по договоренности. Полагаю, что эта проблема должна быть учтена при работе над законопроектом о торговой деятельности.

Версия для печати

« Назад