На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Экономический кризис, пути его преодоления и последствия для регионов
 
В кругах экспертов существует дискуссия о том, является ли нынешний кризис для России исключительно финансовым или он уже перерос в экономический. По моему мнению, главное, что кризис, невзирая на трактовку, уже фактически влияет на экономику России и ее регионов.
 
Уменьшается приток капитала в страну. Дорожает заемный капитал. В целом быстро сокращается внутренняя рыночная ликвидность. Значительная часть российских средних компаний сегодня имеют рентабельность, которая не позволяет им не то что развиваться, но даже эффективно осуществлять свою текущую деятельность. Не хватает оборотного капитала, особенно в условиях роста процентных ставок. Все это вместе влечет рост цен и торможение производства.
 
Кризис не обошел стороной Сибирский регион. Уже были дефолты по облигационным выплатам, в том числе по облигациям одного из крупнейших областных экспортеров лесной продукции, а также по облигациям розничного ритейлера. Новосибирский оловокомбинат 2 октября не смог выкупить предъявленные к оферте облигации второго выпуска.
 
В октябре правительство Тюменской области и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа выкупили дополнительный выпуск акций ОАО "Запсибкомбанк". В результате они стали в равных долях владеть контрольным пакетом акций банка. Появились сообщения о сворачивании или замораживании новых направлений бизнеса. На строительном рынке девелоперы приостанавливают строительство новых объектов гостиничного и жилищного комплексов.
 
Для того чтобы решить эти проблемы нужен целый ряд мер и на федеральном, и на региональном уровнях. Сейчас на федеральном уровне органы исполнительной и представительной власти реализуют ряд экстренных антикризисных мер. Может быть, пока это не ювелирно отточенные инструменты, но они достаточно действенные – финансовый рынок не исчез, не прекратил свое существование.
 
На прошлой неделе Правительство РФ утвердило план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Можно назвать несколько наиболее интересных предложений. В частности, предполагается определить для банков, использующих различные формы государственной поддержки, объемы кредитования предприятий ОПК, сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства. Будут упрощены процедуры предоставления государственных гарантий. В 2009 году будут увеличены объемы рефинансирования ипотечных кредитов по линии ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Предполагается субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий АПК в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России. В 2009 году будут увеличены  средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе дополнительные ресурсы будут предоставлены для кредитования малого бизнеса на сумму до 1 млн рублей.
 
По существу речь идет о том, чтобы через разветвленные финансовые инструменты поддержать ликвидность не только финансового, но и реального сектора экономики.
 
Эксперты предлагают осуществлять выделение кредитов на 5-7 лет под небольшой процент (до 7–8 % годовых). Субсидирование процента в конечном счете обойдется дешевле, чем потери бюджета, обусловленные банкротством предприятий, сужением налогооблагаемой базы и безработицей.
 
Причем речь идет не только о  крупнейших компаниях, таких как Газпром или Лукойл, но и о значительном числе средних региональных компаний, которые создают 40 % промышленного производства. Тысячи компаний среднего бизнеса составляют потенциал экономического роста. Однако сегодня российский средний и мелкий бизнес чрезмерно задавлен административными барьерами, налоговым администрированием, незащищенностью собственности. Если из этих 40 % хотя бы половина не выдержит кризиса, то мы получим существенный спад. Вместо диверсифицированной экономики, о которой столько говорится, останутся несколько сырьевых гигантов и мелкий бизнес в сфере услуг.
 
Приоритетным должно являться стимулирование инвестиций в будущее. Российская экономика нуждается в модернизации промышленности и повышении уровня жизни людей. У нас дефицит основных фондов, износ основных фондов по некоторым отраслям в среднем составляет 42 %, а по некоторым отраслям 70 %, то есть, нам надо вкладываться в инфраструктуру. По всем этим параметрам мы весьма ощутимо отстаем от наиболее развитых стран.
 
Механизмы для обновления основных фондов и инфраструктуры могут быть разные. Речь, например, может идти о создании государственных лизинговых компаний, которые по заявкам российских производителей приобретали бы за рубежом современное технологическое оборудование и передавали его в лизинг заказчику. При этом лизинг является одной из самых прозрачных коммерческих операций и, что не менее важно, для деятельности подобных компаний уже необходима законодательная база.
 
Однако антикризисные меры федеральных и региональных властей являются лишь одним из факторов снижения негативного влияния финансового кризиса.
 
Надо понимать, что возникающие проблемы связаны непосредственно с эффективностью конкретного предприятия. В большей степени кризис ударил по тем компаниям, бизнес которых не был в достаточной мере эффективен изначально. В результате, когда кредитный источник иссяк, они оказались под ударом первыми. Между тем компании, реализующие взвешенные стратегические программы и умеющие трезво оценивать обстановку,  пострадали гораздо меньше.
 
Без оптимизации системы управления, повышения эффективности бизнес-процессов выжить в кризисных условиях, добиться снижения себестоимости проектов практически невозможно. К сожалению, пока руководители многих компаний не имеют надежного инструмента даже для получения оперативной достоверной информации о состоянии дел по отдельным проектам и объектам. Затруднена возможность контроля и принятия адекватных управленческих решений, возникает риск необоснованного увеличения расходов или потери инвестиций. Поэтому бизнесу в условиях кризиса необходимо придерживаться стратегии оптимизации управленческих процедур, а также придется минимизировать издержки.
 
В конечном итоге при разработке и реализации антикризисных мер на всех уровнях  нужно понимать, что кризис – это не только проблема, но и возможность. Мы должны использовать возникшие трудности как отправную точку для  нового этапа  экономического развития.

Версия для печати

« Назад