На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

 
О законодательном обеспечении процесса формирования в России регионального финансового центра
 
Процедура IPO является одним из наиболее эффективных и детально отработанных методов привлечения инвестиций в развитых странах. В США, Великобритании, Канаде посредством IPO финансируется до 15 - 20% всех инвестиций в основной капитал. Даже в странах континентальной Европы, ориентированных главным образом на банковские инвестиции, данный показатель  составляет 5 - 10%.
 
В России процедура IPO в качестве метода привлечения дополнительного финансирования долгое время распространения не получала, традиционно российские компании предпочитали самофинансирование и банковское кредитование. В тех случаях, когда отечественные предприятия обращались за инвестициями на фондовый рынок, предпочтение отдавалось главным образом выпуску корпоративных облигаций. Первичное размещение акций осуществлялось на зарубежных фондовых рынках, прежде всего на Лондонской и Нью-Йоркской фондовых биржах.
 
Необходимость проведения IPO на российском рынке обусловила внесение два года назад определенных изменений в российское законодательство. С одной стороны, потребовалось устранить или смягчить некоторые императивные требования, с другой - ввести в российскую правовую систему институты, давно и с положительной стороны зарекомендовавшие себя на развитых фондовых рынках.
 
В результате в 2006 и 2007 гг. были проведены два крупнейших размещения акций ОАО "НК "Роснефть" и Сбербанка, которые известны как "народные IPO". Интерес российских компаний к IPO обусловлен еще и тем, что многие крупные компании считают престижным получить статус публичных, имеющих листинг.
В то же время упрощение порядка допуска на рынок акций может быть потенциально опасно для инвесторов. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов расширение фондового рынка и выход на него новых компаний должен происходить при должном контроле как со стороны государства в лице ФСФР, так и организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
 
В этой связи важно упомянуть о проекте федерального закона "О биржах и организованных торгах", который внесен депутатами В. М. Резником и мной. Он был принят в первом чтении 13 февраля этого года.
 
Дело в том, что в настоящее время нет единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж по проведению организованных торгов. Фактически законодательство об организованных рынках оформлено в виде множества не связанных друг с другом правовых актов, отсутствует общепринятая терминология, имеются не соответствующие друг другу определения одних и тех же понятий.
 
Кроме того, нормативная база охватывает лишь отдельные сегменты рынка. За пределами регулирования остаются рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств. Эта ситуация фактически препятствует развитию внутреннего финансового рынка.
 
Проект федерального закона регулирует деятельность по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках страны, деятельность участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей этих рынков.
В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности, определено, что государственное регулирование осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти.
 
В целом крайне важно развитие финансовой инфраструктуры до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. Об этом говорил Президент России в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года. Он подчеркнул, что в конечном счёте в России должен сложиться один из мировых финансовых центров.
 
Говоря о ближайших перспективах развития фондового рынка, следует сказать и об открытии доступа российского фондового рынка для ценных бумаг иностранных эмитентов.
 
Уже действуют нормы, допускающие выпуск российских депозитарных расписок. На следующей неделе 9 апреля на пленарном заседании Государственной Думы предполагается рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного В. М. Резником и мной, который предусматривает прямой допуск ценных бумаг иностранных компаний к обращению в России. Комитет по финансовому рынку данный законопроект одобрил и рекомендовал к принятию.
 
Законопроектом предлагается достаточно либеральный режим допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок.
 
Предусмотрено, что иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы ФСФР в качестве ценных бумаг, а эмитент должен быть учрежден в одной из стран - членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Это позволит существенно снизить риски финансовых махинаций.
Одновременно с этим законопроект предусматривает два способа допуска иностранных ценных бумаг к публичному обращению в Российской Федерации:
 
– упрощенный режим допуска применяется к ценным бумагам, которые прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже. Решение о допуске таких ценных бумаг к публичному обращению может быть принято российской фондовой биржей на основании заявления брокера;
 
– более строгий режим допуска предусмотрен для ценных бумаг, которые не прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже. Такие иностранные ценные бумаги могут быть допущены к публичному обращению только по решению ФСФР.
 
Необходимость публичного обращения иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке обусловлена внешними и внутренними факторами.
 
С одной стороны, увеличение объема торгов на российских биржевых площадках будет способствовать высокой ликвидности национального рынка, а следовательно будет ориентировать крупнейших мировых инвесторов на проведение здесь своих операций, на  открытие в России своих ключевых подразделений.
 
С другой стороны, в России резко вырос объем свободных инвестиционных ресурсов. Появились крупные институциональные инвесторы, такие как Государственная корпорация по развитию нанотехнологий, Фонд развития ЖКХ, Банк развития. Допуск иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок позволит им диверсифицировать активы и повысить надежность вложений.
 
Таким образом, можно говорить об устойчивой тенденции, направленной на стимулирование проведения в России публичных размещений акций как отечественными компаниями, так и иностранными эмитентами. Сейчас в условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами эти меры являются необходимыми шагами формирования в России регионального финансового центра.

Версия для печати

« Назад