На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О материальном стимулировании рождаемости
 
Сегодня мы рассматриваем законопроект, главной целью которого является материальное стимулирование рождаемости. В этой связи мне хотелось бы привести несколько цифр.
 
В предвоенные годы в России ежегодно рождалось свыше 4 миллионов детей. После войны такие показатели ни разу не были достигнуты, самое большое число родившихся было отмечено в 1949 и в 1954 годах (около 3 миллионов). В дальнейшем количество ежегодно родившихся детей уменьшалось, с 1965 года оно составляло около 2 миллионов человек ежегодно.
 
В 1981 году в СССР был введен комплекс мер помощи семьям с детьми. Это (в совокупности с другими значимыми демографическими факторами) привело к повышению рождаемости: в 1987 году родилось почти 2,5 миллиона человек.
 
Но в последующие десять лет показатель рождаемости значительно ухудшился. В результате в 2005 году  родился 1 миллион 460 тысяч детей.
 
Поэтому проблема повышения рождаемости  является чрезвычайно актуальной.
 
В ходе публичного обсуждения законопроекта экспертами высказывались мнения о том, что предлагаемые в нем меры государственной материальной поддержки не смогут решить проблемы рождаемости, поскольку демографический кризис имеет иные причины и предпосылки, связанные не только с экономическим положением граждан. Безусловно, и разработчики законопроекта, и депутаты фракции "Единая Россия" понимают сложный и комплексный характер демографических проблем и рассматривают данный законопроект как очень важную, но только составную часть общей государственной политики, направленной на улучшение демографической ситуации.
 
Демографическая политика должна включать в себя не только экономические или административные меры, комплекс которых начнет действовать с 2007 года, но и меры социального характера, о чем  говорил в своем послании Президент России. Политика должна быть в том числе направлена на формирование духовно-нравственных ценностей, образа респектабельности семьи с двумя и более детьми, здорового образа жизни. Социологические исследования показывают, что женщины, даже хорошо материально обеспеченные, не хотят иметь более двух детей, а нередко и более одного ребенка, потому что многодетная семья не соответствует сложившейся в настоящее время системе ценностей. Эти представления нужно менять.
 
Вместе с тем нельзя отрицать положительный эффект мер экономического характера в повышении рождаемости. Позитивный опыт реализации мер материальной поддержки имеется в СССР в 80-х годах, в странах Восточной Европы в 70-е годы, в других государствах, например, во Франции и Бельгии в настоящее время.
 
Поэтому сам законопроект и предлагаемые в нем меры как элемент государственной политики оценивается фракцией позитивно.
 
К законопроекту имеются отдельные замечания. Некоторые из них уже были отмечены в заключении ответственного комитета.
 
Законопроект предусматривает, что территориальный орган Пенсионного фонда вправе проверять обоснованность выдачи документов, удостоверяющих право на материнский капитал, запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах и отказать в выдаче сертификата на материнский капитал. Однако при этом законопроект не определяет, какие именно обстоятельства могут являться основанием для отказа. Например, возможен ли отказ при непоступлении собираемых Пенсионным фондом данных от других органов до истечения месячного срока рассмотрения заявления матери, так как в течение этого срока решение должно быть принято. Для исключения таких ситуаций целесообразно  в проекте закона указать исчерпывающий  перечень оснований для отказа.
 
Аналогичное предложение можно сделать в отношении статьи 5, в которой определено, что к заявлению на получение сертификата должны быть приложены все необходимые документы. Целесообразно либо определить перечень этих документов в тексте закона, либо наделить Правительство РФ полномочием на установление такого перечня.
 
Также следует уточнить положения, определяющие права на приобретаемое с использованием материнского капитала жилье. Помимо определения вида общей собственности (вероятно, долевой), следует уточнить и субъект, поскольку такого субъекта права собственности, как семья, действующее законодательство не предусматривает.
 
В целом представляется целесообразным более четко описать механизмы взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда с гражданами и с другими государственными органами.
 
Все замечания могут быть устранены поправками ко второму чтению. Фракция "Единая Россия" поддерживает рассматриваемый законопроект, считает его актуальным и направленным на формирование социально ориентированной политики государства.

Версия для печати

« Назад