На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

 Большая бухгалтерия

ufa1.ru - 06.10.11

 

На этой неделе в Башкирии началось обсуждение бюджета на 2012 год. Уже известно, что он будет дефицитным, но сохранит свою социальную направленность. По предварительным подсчетам планируемые расходы превысят доходы на 15 миллиардов рублей. Где республика будет брать деньги на погашение дефицита?

Как сообщает пресс-центр Госсобрания – Курултая РБ, на данном этапе параметры доходов и расходов бюджета определены в объеме 90,5 миллиардов рублей и 105,5 миллиардов рублей соответственно.

«Об окончательных цифрах говорить еще рано, законопроект только внесен, и цифры, скорее всего, будут меняться в процессе работы», – отметила министр финансов РБ Рузалия Хисматуллина во время обсуждения законопроекта в Госсобрании. Также она сообщила, что бюджет сохранит свою социальную направленность.

«Ожидается, что в структуре прогнозируемых расходов бюджета на 2012 год на финансирование социальной сферы приходится 72,3% от общих расходов бюджета, на развитие реального сектора экономики – 14%, на финансирование общегосударственных вопросов – 5,3%, на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований – 4,8%», – сообщает пресс-центр Госсобрания – Курултая РБ.

Но вернемся к дефициту. Как уже говорилось, прогнозируемый дефицит бюджета при доходной части в 90,5 миллиардов рублей составляет 15 миллиардов рублей. Управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов считает такое положение вещей довольно критичным. По его оценкам возможный выход из этой ситуации для регионального бюджета – займ в федеральном центре. Теоретически, по словам эксперта, региональные власти могут попробовать поднять местные налоги, но вряд ли пойдут на это. Скорее, будут урезаться расходы на строительство и модернизацию дорожной сети. 

Между тем, по мнению профессора Башкирской академии государственной службы и управления при президенте РБ Герольда Багаева, еще один из возможных источников пополнения бюджета – продажа республиканских активов. «Но проблема в том, что все уже давно продано и принадлежит не нам. Осталась лишь мелочевка, которую можно подмести, жирных кусков больше нет. А своего резервного фонда, наподобие Стабилизационного фонда, который создал Кудрин, в республике так и не появилось», – говорит об отсутствии финансовой подушки безопасности Герольд Багаев.

Есть еще один вариант: сократить расходы. Однако и на этот счет чуть ранее высказывался президент РБ Рустэм Хамитов: «40% нашего бюджета – это заработная плата бюджетников. Еще 40% – это расходы на содержание школ, больниц, детских домов, домов культуры и так далее. То есть 80% – это социальные расходы. И только оставшиеся 20% мы можем направить на дороги, ЖКХ, строительство, небольшие льготы предпринимателям, застройщикам, ипотеку. Сейчас бюджеты территорий – это не бюджеты развития. Я поинтересовался, как у соседа справа, слева. Все то же самое. Все вышли на показатель 75-80% по социалке».

По мнению Герольда Багаева, региональные власти ведут скрытую информационную политику при формировании бюджета. «Непонятно, почему министерство экономического развития не предлагает несколько вариантов решения проблемы пополнения бюджета. Ведь при всем моем уважении, министерство финансов – лишь исполнитель, бухгалтер, который ведет подсчеты по предложенным министерством экономического развития вариантам. Население не получает информации о том, как правительство будет создавать профицитный бюджет. Нам всем приходится только гадать об этом, хотя должны публиковаться простые и понятные расчеты на 3-5 лет вперед. Сейчас такой аналитики нет в свободном доступе, даются лишь голые цифры», – рассуждает Герольд Багаев.

При верстке регионального бюджета законодатели несомненно оглядываются на формирование федерального бюджета. В 2012 году доходы бюджета России должны составить 11,8 триллиона рублей, расходы – 12,7 триллиона рублей. Прогнозируемый дефицит ожидается на уровне 877 миллиардов рублей (1,5% ВВП). Как отмечает заместитель председателя Комитета Государственной думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева, «прогнозируемый дефицит бюджета значительно ниже, чем в предыдущие годы. Если в 2009 году он составлял 6% ВВП, в 2010 – 4%, то в 2012 году – уже 1,5% ВВП».

«Ситуация немного парадоксальная: когда нефть стоила 70 долларов за баррель, бюджет был профицитным, сейчас нефть стоит 100 долларов за баррель, а в бюджете – дефицит. Это результат непродуманной бюджетной политики, которая выразилась в резком росте трат на социальные нужды и расходы на оборонный комплекс, – говорит Сергей Хестанов. – Если цены на нефть снизятся, то и федеральный, и региональные бюджеты будут вынуждены пойти на непопулярные меры». По мнению эксперта, у федерального центра гораздо больше маневров для безболезненного сокращения расходов (например, те же разбухшие «сметы» на «оборонку»), у региональных властей меньше возможностей для экономии.

 

 

 

 


Версия для печати

« Назад