На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Расходы на оборону растут,
на "коммуналку" - падают

 
"Континент Сибирь" №35 - 24.09.04
 
Проект федерального бюджета на 2005 год, обсуждение которого продолжается в комитетах Госдумы, станет беспрецедентным по объему расходов на национальную безопасность и оборону. Свое отражение в структуре доходов и расходов бюджета страны найдут и проводимые реформы межбюджетных отношений, социальной защиты населения, а также федеральных органов исполнительной власти. О спорных вопросах, ответы на которые законодателям предстоит найти в процессе рассмотрения проекта бюджета, рассказывает член Комитета по собственности, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Лиана Пепеляева.
 
- Основные показатели федерального бюджета на 2005 год таковы: доходы должны составить 3326 млрд руб., расходы - 3048 млрд руб. Профицит бюджета - 278,11 млрд руб. При формировании бюджета учитывались как внешнеэкономические факторы (прогнозы о снижении мировых цен на нефть, погашение внешнего долга государства), так и внутренние факторы, связанные с изменениями налогового и бюджетного законодательства России в текущем году.

Так, при формировании доходной части бюджета большинство факторов сыграло на уменьшение объема поступлений. В частности, снижение прогнозируемой цены на нефть марки Urals с $31,2 за баррель в 2004 году до $28 в 2005 году уменьшит прогнозируемый объем поступлений в бюджет на 131 млрд руб. А изменения налогового законодательства (снижение эффективной ставки ЕСН, изменение принципа обложения НДС в отношении углеводородов, экспортируемых в Беларусь) приведут к сокращению доходов еще на 258,2 млрд руб. Единственным фактором, увеличивающим доходы федерального бюджета, является изменение бюджетного законодательства. Перераспределение доходов в 2005 году увеличит поступления в федеральный бюджет на 102,1 млрд руб., основное влияние окажет передача на федеральный уровень 1,5-процентной ставки налога на прибыль.

Оценивая изменение объема поступлений в бюджет, можно отметить, что в сравнении с параметрами бюджета на 2004 год планируется снижение доходов федерального бюджета на 492 млрд руб. Однако если сравнивать откорректированные показатели ожидаемого исполнения федерального бюджета 2004 года, полученные по итогам прошедшего полугодия, доходы 2005 года будут больше доходов текущего года на 35,6 млрд руб.

Что касается расходов, то предусмотренные проектом бюджета 3047,9 млрд руб. превышают плановый уровень текущего года на 388,5 млрд руб. (14,6%). Но с учетом прогнозируемого уровня инфляции реальное увеличение общего объема расходов составит всего 6,1%.

Сейчас трудно оценивать изменения в структуре и динамике расходов, что вызвано упомянутой реформой межбюджетных отношений. В связи с разграничением полномочий между различными уровнями власти и местным самоуправлением произошла и существенная корректировка расходных обязательств РФ, в частности, прекращение тех из них, которые в течение ряда лет являлись необеспеченными. Тем не менее в 2005 году вырастут расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность (доля в расходах вырастет с 27,5% в текущем году до 30,5% в 2005-м). А расходы на ЖКХ, напротив, снизятся, что связано с передачей в собственность субъектов РФ и муниципалитетов объектов ЖКХ и соцкультбыта.

Как всегда, обсуждение бюджета сопровождается оживленными дискуссиями. Так, обсуждается обоснованность и справедливость передачи на федеральный уровень части поступлений от налога на прибыль. Споры вызывает и предложение правительства РФ увеличить расходы на оборону при одновременном уменьшении затрат на коммунальную сферу.

Неоднозначно воспринимается как объем профицита, так и сам факт профицитности бюджета. По мнению ряда специалистов, наличие профицита не должно являться самоцелью при формировании бюджета, необходимо перейти к политике "нулевого бюджетного профицита" и направить свободные средства на развитие программ, способствующих развитию отраслей экономики, а значит, и общему экономическому росту (развитие новых технологий и т.д.). Дискуссии вызывает вопрос о размере и необходимости существования Стабилизационного фонда, общий объем которого на начало 2005 года превысит 500 млрд руб. Правительство РФ планирует использовать часть его средств на погашение внешнего долга (167,99 млрд руб.) и на финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ (74,7 млрд руб.). Однако некоторые аналитики считают, что существование Стабфонда само по себе способствует стабилизации экономики тех стран, где размещены средства фонда, а отнюдь не российской. С другой стороны, если произойдет резкое снижение цен на нефть, средства Стабфонда могут оказаться как нельзя кстати.

До сих пор неизвестны конкретные объемы средств, которые будут направлены в бюджеты других уровней. Соответствующие документы еще не представлены депутатам. Но уже сейчас можно отметить, что принятие федерального бюджета непосредственно затронет интересы регионов. Передача части поступлений от налога на прибыль на федеральный уровень, с одной стороны, и необходимость принятия в состав своих расходных обязательств затрат по финансированию ЖКХ, соцкультбыта и социальных гарантий - с другой с большой долей вероятности повлекут возникновение необеспеченных финансами обязательств на уровне регионов.

Версия для печати

« Назад