На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Соблазны инсайда: как с ними бороться?

gazetagorod-nsk.ru - № 7 - 05-19.04.10

О том, как можно использовать инсайдерскую информацию, мы узнали во время дефолта августа 1998 года, когда большинство из тех, кто что–то имел, все потеряли, но были и те, кто приобрел состояние, или, по крайней мере, ничего не потерял, потому что знал, когда именно дефолт случится. Такое знание и есть инсайдерская информация, то есть информация непубличная, для внутреннего пользования.
 

В 98-м по поводу такого неправедного обогащения можно было только праведно возмущаться, поскольку никаких механизмов привлечения к ответственности не существовало. Сегодня такие механизмы появляются.

В конце 2008 года правительство внесло в Госдуму законопроект «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», который в апреле прошлого года был принят в первом чтении.

Ко второму чтению, которое запланировано на ближайшую весеннюю сессию Госдумы, к законопроекту накопилось немало вопросов и поправок, о чем новосибирским журналистам рассказала на пресс–конференции в пресс-зале ГТРК «Новосибирск» заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева. Так, по словам депутата, согласно первой версии законопроекта, из–за размытости формулировок, инсайдерами могли оказаться практически все жители нашей страны. Теперь круг таких лиц, как физических, так и юридических, заметно сужается.

К ним отнесены сотрудники компании, члены совета директоров, чиновники, информационные агентства.

Немало места посвящено в новом законопроекте деятельности средств массовой информации. Изначально предполагалось, что редакции СМИ, журналисты должны будут тщательно проверять поступающую к ним информацию — не является ли она инсайдерской?

Но, по мнению, Пепеляевой, это нереально, потому что у большинства журналистов нет возможности провести такую проверку. При таком положении дел практически исключалась и возможность каких–то серьезных аналитических материалов. В новой редакции записано, что СМИ и журналисты не могут быть привлечены к ответственности в двух случаях:

■Если сведения являются дословным воспроизведением высказываний, интервью, заявлений граждан, сообщений или заявлений юридических лиц, и такие лица могут быть установлены из содержания публикации.
■Если эти сведения являются дословным воспроизведением публикаций, распространенных другими СМИ.
Что же касается ответственности СМИ, то она наступает, если в случае распространения ложных сведений их распространители получили деньги или выгоду. А также в случае, когда СМИ отказываются раскрыть источник ложной информации, если эта информация привела к существенному изменению конъюнктуры, которого не было бы, не будь этой информации.

Причем, если раньше СМИ должно было сделать это по решению суда, то теперь предлагается наделить таким правом непосредственно Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).

Вообще же закон, по признанию самой Пепеляевой, сложный, и только на разъяснение многих его положений уйдет не меньше года. Что же до уголовной ответственности, то предполагается, что она вообще будет введена через три года после того, как закон начнет действовать.

Алексей Салов
 


Версия для печати

« Назад