На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Игра с ценами и торговля инсайдом сильно вредят финансовому рынку РФ 13 мая 2010

sia.ru - 13.05.10

Манипулирование ценами и торговля инсайдерской информацией сегодня причиняют существенный ущерб российскому финансовому рынку, однако борьба с этими явлениями неэффективна. Об этом журналистам заявила заместитель председателя комитета по Госдумы финансовому рынку, руководитель рабочей группы по подготовке ко второму чтению законопроекта о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком Лиана Пепеляева. Такая ситуация, по ее словам, подрывает доверие инвесторов к финансовому и товарному рынкам России и именно поэтому в начале 2010 г президентом России было дано поручение в сжатые сроки завершить работу над законопроектом.

Сегодня должно пройти заключительное заседание рабочей группы, на котором должна быть определена окончательная редакция законопроекта об инсайде. Основная цель законопроекта - ввести правовой режим использования инсайдерской информации, а также скорректировать существующее регулирование манипулирования рынком.

Законопроект предусматривает обязанность эмитентов, управляющих компаний, организаторов торговли разработать и утвердить правила о порядке доступа к инсайдерской информации, вести список инсайдеров. Инсайдерская информации должна будет раскрываться широкой общественности. Одновременно законопроект определяет конкретные способы манипулирования и устанавливает запрет на совершение таких действий.

Депутат отметила, что в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме стало очевидно, что первоначальный вариант текста требует существенной корректировки: значительные нарекания вызвал понятийный аппарат законопроекта, в базовых определениях использовались оценочные категории, что создавало простор для злоупотреблений. Отдельно был поставлен вопрос об ответственности средств массовой информации. Первоначально фактически к СМИ предъявлялось требование перепроверять поступающую информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской. Это могло существенно ограничить оперативность и свободу распространения информации, полагает Л.Пепеляева.

Для доработки законопроекта ко второму чтению комитетом по финансовому рынку была создана рабочая группа, которой, по ее мнению, в значительной мере удалось устранить выявленные недостатки документа.
Например, было предложено по-иному определять сведения, составляющие инсайдерскую информацию - соответствующий исчерпывающий перечень должна утвердить ФСФР.

Очень много возражений вызвала введенная в законопроекте категория вторичных инсайдеров - лиц, которые получили каким-либо образом закрытую информацию от основных инсайдеров. Рабочей группой было предложено пересмотреть эти нормы, исключить из законопроекта понятие "вторичные инсайдеры" как отдельную категорию.
Были конкретизированы формулировки всех составов манипулирования рынком. Исключены спорные нормы о субсидиарной ответственности работодателей за действия своих должностных лиц и сотрудников.

Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственность, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - ложными.

Л.Пепеляева подчеркнула, что рабочей группой много внимания было уделено вопросу ответственности средств массовой информации, к участию в рабочей группе специально были привлечены представители разных СМИ. В результате удалось согласовать положения о том, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. При определении манипулирования в виде распространения ложной информации было указано, что должен быть умысел на совершение этого нарушения, который должен будет доказываться госорганом.

Отдельно указано, что СМИ и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания, сообщения или заявления конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.

Кроме того, редакции СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, только если ими была получена выгода или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространенной ложной информации.

Непосредственно в текст законопроекта вводится состав уголовного преступления в виде умышленного неправомерного использования инсайдерской информации. Согласно заключительным положениям эта статья вступает в силу через 3 года после опубликования закона. Одновременно в Кодекс об административных правонарушениях введен состав административного правонарушения в виде неправомерного использования инсайдерской информации, а также отдельный состав "Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".

Закон в целом вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования. Это позволит всем участникам рынка подготовиться к его применению, выработать определенные алгоритмы действий, считает депутат.
Как ожидается, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен на заседании комитета по финансовому рынку и вынесен на пленарное заседание Госдумы для принятия во втором чтении.


Версия для печати

« Назад