На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Внешний долг Украины: возврат доверия или дефолт
 
"Долговой фактор" № 4 – 16.04.10
 
Лиана Пепеляева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
 
Ситуация на Украине и в России, конечно, различается.
 
Очевидно, что финансовая система Украины сейчас находится в достаточно сложном состоянии. Так, председатель Счетной палаты Украины В. Симоненко в феврале этого года заявил, что  к 1 января 2010 года на едином казначейском счете (ЕКС) правительства находилось 1,7 млрд гривен. При этом сумма обязательств Госказначейства составляла 25,4 млрд гривен. В. Симоненко считает, что "произошло полное разрушение системы управления финансовыми ресурсами государства", причиной чему стали, в частности, незаконное кредитование в 2009 году НАК "Нафтогаз Украины" и Пенсионного фонда, которое осуществлялось в нарушение Бюджетного кодекса и закона о госбюджете, а также  "ручной" режим управления госбюджетом в 2009 году.
 
Вместе с тем есть моменты, которые можно считать общими для двух стран. Для Украины, как и для России, сейчас очень актуальна задача снижения дефицита бюджета. МВФ настаивает, что дефицит бюджета в 2010 году не должен превышать  4,5%. Формально дефицит бюджета Украины в 2009 году составил всего 2,37% ВВП, однако с учетом дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и средств, потраченных на рекапитализацию банков, он оценивается в 10-12 % от ВВП.
 
Также общей проблемой является дефицит Пенсионного фонда. Из 15 млрд гривен, необходимых на выплату пенсий, в январе Пенсионный фонд собрал только 7,6 млрд гривен. В России источники покрытия дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда определены, что стало возможным благодаря накопленным резервам. Украине, судя по всему, остается надеяться на внешнюю помощь, но в любом случае потребуется кардинальное сокращение бюджетных расходов.
 
Программа по поддержке стабильности банковской системы Украины была крайне непопулярна и подорвала доверие граждан. Так, в октябре 2008 года Национальный банк (НБУ) ввел ограничения на досрочное снятие депозитов. Однако в декабре того же года под влиянием МВФ НБУ снял эти ограничения, при этом обязав банки обеспечить позитивную динамику роста депозитов с целью недопущения досрочного возврата средств, размещенных вкладчиками. По сути, для банков это означало сохранение моратория. Только в мае 2009 года данная обязанность была с банков снята.
 
Тем не менее, негативный опыт – тоже опыт. На примере Украины можно еще раз убедиться в том, насколько непродуктивными являются неконтролируемого внешнего долга, накапливание отложенных внутренних обязательств и популизм в решении социальных вопросов. Ошибки, допущенные руководством Украины в предыдущие годы, несомненно, должны быть учтены при разработке мер российской финансовой политики".

Версия для печати

« Назад