На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Каждый инсайдер должен знать

"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" - 09.04.10

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиана ПЕПЕЛЯЕВА на пресс-конференции в ГТРК "Новосибирск" представила журналистам проект Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", а также рассказала о причинах возникновения такого закона и возможных последствиях его применения. В том числе — и для российских СМИ.

Что такое "инсайд"? Если не брать во внимание значение этого слова как эзотерического неологизма, означающего духовные озарения в процессе самопознания, то его инновационное определение, которое теперь применяется в российской экономике, — "информация для внутреннего использования".

Скорее всего, законопроект, защищающий интересы несведущих граждан, то есть всех не-инсайдеров, будет в апреле принят Думой во втором чтении (большинство поправок уже проанализированы и готовы к внесению). Однако сегодня законотворцы сходятся во мнении, что его действие должно распространяться лишь на те товары и ценные бумаги, которые "торгуются на организованных рынках". И действительно, за всеми сферами российской экономики, живущими в режиме свободного рынка, не уследишь. Поэтому контролировать решено хотя бы их организованную часть, то есть — биржи.

Аналогичные законы есть и в других цивилизованных странах, в том числе — в Европе и США. Как уверяет Лилиана Пепеляева, там они работают, и порой оказываются очень даже эффективными. Меры наказания злостных инсайдеров за рубежом бывают разными — от штрафа до многолетнего тюремного заключения. У нас же планируется провести трёхлетнюю "обкатку" закона, а уж потом, когда все осознают, что инсайд и манипуляции — это вам не шутки, ввести уголовную ответственность за его нарушение.

"Нужно время для того, чтобы принять нормативные акты всем органам, участникам рынка, дать возможность инсайдерам-юрлицам отработать эти правила, и только после этого закон можно запускать в работу. Ответственность по нему, по нашим оценкам, первоначально будет только финансовая: от пяти тысяч до одного миллиона рублей, в зависимости от нанесённого ущерба. Уголовная ответственность за инсайд (от двух до пяти лет), по нашему предложению, должна наступить только через три года", — отметила депутат Госдумы.

Манипулированием, применительно к новому закону и по данному в нём определению, будет считаться "умышленное распространение через СМИ (в том числе электронные) или любым другим способом заведомо ложных или вводящих в заблуждение сведений", в результате которого цена, спрос, предложение или объём торгов существенно изменились.

Такие моменты, по словам Лианы Пепеляевой, на практике вполне возможно отслеживать и выявлять с помощью определённых методик. Биржи, где проходят торги, имеют возможность определить случаи манипулирования, просто пока за такие действия проблематично привлечь виновных к ответственности. Но после вступления закона в силу биржи будут предоставлять информацию о подобных операциях в Финансовую службу по финансовым рынкам (ФСФР), по валютным операциям — в Банк России, а при необходимости — в правоохранительные органы.

По мнению законодателей, инсайд (вернее, его неправомерное использование) и манипулирование — чрезвычайно опасные явления. Они формируют на рынке искажение цен на товары или ценные бумаги. Например, какое-либо лицо, владея конфиденциальной информацией об убытках компании, продает по высокой цене пакет акций. Затем, когда информация об убытках компании раскрывается, стоимость её акций снижается. В результате большинство инвесторов терпит убытки, а инсайдер, наоборот, несправедливо использует полученное преимущество. Инсайдеру достаточно совершить одну сделку в нужное время и в нужном месте для того, чтобы легко обогатиться. В то же время, если инвестор потерял деньги из-за злоупотребления инсайдом или из-за манипулирования, то на этот рынок он, скорее всего, больше не вернётся. То есть происходит утрата доверия инвесторов к рынку.

Как подчеркнула депутат Госдумы, обладание инсайдерской информацией само по себе не является наказуемым. Незаконным является использование такой информации на бирже, из-за чего возникает преимущество одних инвесторов перед другими. А манипулирование ценами, кстати, возможно и без использования какой-либо закрытой информации. Ведь злоумышленнику достаточно лишь "намеренно ввести в заблуждение остальных инвесторов, заставив их ориентироваться на искаженную информацию и совершать убыточные сделки".

"Можно сравнить злоупотребление инсайдом или использование схем манипулирования с игрой в карты с шулером, где шансы на выигрыш отсутствуют, — считает Лиана Витальевна. — Очень важно понимать, что сегодня у добросовестного участника рынка нет методов борьбы с инсайдом. Он может только уйти с рынка. Поэтому задача государства — противодействовать этим негативным явлениям. Именно эту задачу и решает внесённый Правительством РФ законопроект.

Правда, в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе стало очевидно, что предложенный вариант требует существенной корректировки. В частности, отдельно был поставлен вопрос об ответственности средств массовой информации. Первоначальный текст законопроекта, как пояснила депутат, фактически требовал от СМИ перепроверять поступающую информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской. Это могло существенно ограничить оперативность и свободу распространения информации. Однако, благодаря тому, что к участию в рабочей группе были привлечены представители разных СМИ, формулировки удалось согласовать.

В итоге было решено, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. Действия могут считаться манипулированием в виде распространения ложной информации, только если будет доказан их умысел. А доказать его должен будет государственный орган.

Ни редакция, ни главный редактор, ни журналист, распространившие эти сведения, не могут быть привлечены к ответственности, если соблюдено хотя бы одно из следующих условий закона: информация СМИ является дословным воспроизведением высказываний граждан, заявлений юридических лиц или публикаций других СМИ. Главное, чтобы эти источники информации могли быть установлены из содержания публикации.

В то же время учредители или редакции СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком при наличии одного из трёх условий. Во-первых, если они извлекли доход или избежали убытков в результате сделок с использованием этой информации. Во-вторых, если они распространили заведомо ложные сведения на условиях встречного предоставления им денежных средств, либо получения иной имущественной выгоды. В-третьих, если эти лица отказались предоставить ФСФР сведения об источнике этой ложной информации.

Впрочем, ФСФР имеет право требовать "выдать" источник информации лишь в том случае, если эта информация на самом деле является ложной, тогда как "обнажённая правда", в соответствии с новым законом, не должна предъявлять свой источник.

"Мы чётко описали, за что отвечают и за что не отвечают журналист, редакция, — пояснила Лиана Витальевна, — например, ФСФР может потребовать от СМИ раскрыть источник информации только в том случае, если информация была ложная. Сейчас мы находимся на этапе согласования всех этих позиций, но думаю, что уже в апреле может быть второе чтение законопроекта.

Кстати, впервые проект этого закона появился около пяти лет назад и долгое время согласовывался с правительством. В процессе активно участвовали эксперты, в том числе и представители СМИ. Законопроект сам по себе очень сложен, так как затрагивает деликатную тему. Так что, если бы он был принят в первоначальном виде, это привело бы к закрытию всех экономических СМИ, в том числе и в Интернете.

По первой версии законопроекта инсайдерами могли быть практически все жители Российской Федерации за исключением младенцев. То есть миллионов сто сорок, но в актуальной версии круг инсайдеров существенно сузился. В их числе как юридические, так и физические лица, например, сотрудники компаний, члены советов директоров, чиновники. Также к инсайдерам были отнесены информационные агентства, поскольку именно они зачастую являются источниками информации "из первых рук" для многих СМИ.

Однако основная группа инсайдеров — это компании-эмитенты, бумаги которых торгуются на организованных рынках, и производители товаров, имеющие на рынке долю больше 30 процентов. К ним также относятся сами организаторы торгов, биржи, депозитарии, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Мы считаем, что по каждой подгруппе инсайдеров ФСФР должна издать нормативный акт с чётким перечнем информации, относящейся к инсайду. С ним будут ознакомлены компании — участники организованных рынков, которые, в свою очередь, доведут информацию до сотрудников, имеющих доступ к инсайду, сторонних экспертов, привлекающихся для оценки и аудита компании. Что касается федеральных органов власти и чиновников, для них также будет определён четкий список инсайдерской информации, с которым они будут ознакомлены.

Отвечая на вопросы журналистов, Лиана Пепеляева отметила, что сегодня уже ни для кого не секрет, что в России в ближайшем будущем должен быть создан Международный финансовый центр. А для его полноценной работы необходимо принятие закона об инсайдерской информации, который станет очередным этапом регулирования отношений на организованных финансовых рынках России.

Ирина РОГОТНЕВА


Версия для печати

« Назад