На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Национальная платёжная система России: реалии и перспективы

fin.murman.ru - 05.04.10

Безналичные платежи выгодны в плане ускорения взаиморасчётов между субъектами экономической деятельности, прозрачности, безопасности как для клиента, так и для торговой точки, а также по многим другим параметрам.

В то же время, несмотря на столь внушительные преимущества, их проникновение в структуру платёжной системы России остаётся крайне низким, а сама модель использования безналичных платежей населением России крайне неэффективной. По данным Агентства финансовой статистики StatBanker.ru, на операции по снятию наличных приходится 90% от объёма всех операций по картам, в то время как, например, в европейских странах объём операций по снятию наличных в общем объёме операций в среднем в 2-3 раза меньше. Ситуация выглядит тем более плачевной, если проанализировать технологическую составляющую существующей в России безналичной платёжной системы. Так, например, в России насчитывается всего лишь порядка 800 торговых и сервисных организаций, оснастивших свои сети торгово-сервисных точек и магазинов терминалами для приёма банковских карт, из которых львиная доля располагается в Москве и Санкт-Петербурге. Как результат, в нашей стране в 13 раз меньше POS терминалов, чем в США, и в 4 раза меньше, чем, например, во Франции, Италии, или Англии. Кроме того, больше 80% из выпускаемых в России банковских карт не имеют встроенного чипа и выпускаются на базе технологии только магнитной полосы, в то время как Европа активно переходит на микропроцессорные карты.

В этой связи необходимо государственное вмешательство в данный сегмент экономики. Давно назрела необходимость автоматизации экономических взаимоотношений между государством и различными социальными категориями граждан, в частности, в вопросах социальных выплат, льгот, и так далее. Терминалы необходимы во всех обслуживающих население государственных учреждениях (суды, регистрационные палаты, БТИ, ГИБДД, отделения налоговой службы, судебные приставы, ФМС, паспортные столы и т.д.), а также во всех отделениях естественных монополий (РЖД, Почта России, Метро, муниципальный транспорт и т.д.). Однако создание новой платежной системы по типу уже существующих платёжных систем наверняка столкнётся с весьма существенными препятствиями.

Один из возможных вариантов развития национальной платёжной системы – это создание технического решения для социальных выплат на базе уже существующей платёжной инфраструктуры, или создание федерального эквивалента социальной карты москвича - федеральной карты россиянина. Однако здесь тоже существует множество подводных камней. К минусам следует отнести уязвимость с точки зрения зависимости будущих социальных платежей от международных владельцев платёжной системы, отсутствие полного контроля государства. Альтернативой могло бы стать создание такого механизма функционирования этой карты, который бы предполагал её реализацию на базе любой функционирующей в стране платёжной системы.

Как отметила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева: "В случае создания НСПК отпадет необходимость в формировании резервов в зарубежных банках при проведении внутренних платежей. В то же время национальная платежная система будет в полной мере подчинена российскому законодательству, а значит, станет возможной реализация защитных механизмов, которые предусмотрены в отечественном банковском праве".


Версия для печати

« Назад