На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

За инсайд пока садить не будут
 
"Континент Сибирь" № 12 – 02-08.04.10
 
Лиана Пепеляева, депутат Госдумы ФС РФ, руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
 
– Первый вариант текста закона об инсайдерской информации появился около 5 лет назад и долгое время согласовывался в правительстве РФ. В его подготовке активно участвовали многие эксперты, в том числе представители СМИ, что впрочем, не удивительно. Законопроект сам по себе очень сложен, так как затрагивает деликатную тему инсайда и манипулирования ценами. Если бы он был принят в первоначальном виде, то это могло  бы привести к прекращению деятельности всех экономических СМИ, в том числе экономического блока Интернета. Согласно первоначальной версии, инсайдером мог быть признан практически любой гражданин.  С учетом того, что за незаконное использование инсайдерской информацию предполагается  уголовное наказание, этот факт внушал экспертам очень серьезные опасения. Именно поэтому потребовалась серьезная доработка законопроекта для того, чтобы найти формулировки, препятствующие злоупотребениям инсайдом, но позволяющие нормально работать, как рынкам, так и специализированным средствам массовой информации, а также существенно сузить круг инсайдеров.
 
Зачем вообще потребовался такой закон? Инсайд и манипулирование ценами чрезвычайно опасны для организованных рынков. Злоупотребление инсайдерской информацией и сделки, которые заключаются при манипулировании, можно сравнить с шулерством. У добросовестной стороны нет никаких шансов выиграть, и они получают убытки. Что могут сделать инвесторы в такой ситуации? Уйти с рынка… Для того чтобы этого избежать государство и должно принять меры для урегулирования этих отношений, чтобы не допускать злоупотреблений, мешающих развитию отечественного финансового сектора.
 
Кто, по нашим оценкам, может быть отнесен к инсайдерам? Основная группа – это эмитенты, бумаги которых торгуются на организованных рынках, а так же производители товаров, имеющие на рынке долю больше 30 % и включенные в федеральный или региональный реестры. К этой группе так же относятся сами организаторы торгов, биржи, депозитарии, клиринговые компании, профучастники рынка ценных бумаг. Мы считаем, что по каждой подгруппе инсайдеров ФСФР должен издать нормативный правовой акт, где будет указан четкий перечень информации, относящейся к инсайду. С ним будут ознакомлены организации, а они в свою очередь должны довести эту информацию до тех сотрудников компании, кто в силу своего положения, имеет доступ к инсайду, а так же до сторонних экспертов, которые привлекаются для оценки и аудирования компании, и тех кто может ее получить в силу правовых или иных отношений. Еще одна группа – это федеральные органы госвласти и чиновники.  В отношении них так же будет определен четкий список инсайдерской информации, с которым они будут ознакомлены.
 
Теперь что касается манипулирования ценами. Это случаи, когда в результате распространения ложной информации или совершения вводящих в заблуждение действий происходит рост или падение рынка, резко изменяется стоимость ценных бумаг. Зная о предполагаемой реакции рынка на свои действия, манипулятор получает возможность необоснованно обогатиться.   Манипулируя, можно вынудить других участников рынка заключать сделки по невыгодной цене. Да, эти вещи возможно отслеживать и выявлять с помощью определенных методик. Биржи, где проходят торги, имеют возможность определить случаи манипулирования, просто пока за такие действия проблематично привлечь к ответственности. После вступления закона в силу, биржи будут предоставлять информацию о подобных операциях в ФСФР, по валютным операциям – в Банк России, а при необходимости – в правоохранительные органы.
 
Метод манипулирования ценами может быть эффективно использован при помощи СМИ: распространение заведомо ложной информации, вводящей в заблуждение. С одной стороны, мы планируем указать в законе, что ни СМИ, ни главный редактор, ни журналист не будет отвечать за опубликованную в газете ложную или вводящую в заблуждение информацию, если достоверно воспроизведены заявления юридических и физических лиц и в информации есть прямая ссылка на того, кто ее предоставил. То же самое справедливо и в том случае, если СМИ дословно воспроизводит цитату из другого средства массовой информации. Кстати, в последней редакции закона исключены ограничения, касающиеся распространения  аналитических данных, которые часто готовятся экономическим изданиями.  Однако, если юрлицо, производящее СМИ, распространяющее его или являющееся редакцией, умышленно распространяя ложную информацию, воспользовалось ей для получения  дохода, то в такой ситуации  юрлицо будет нести за это ответственность. То же самое возможно, если СМИ отказалось раскрыть ФСФР источник получения ложной информации.
 
Мы планирует вынести законопроект на рассмотрение во втором чтении в апреле текущего года. Законопроект непростой, поэтому в полную силу заработает не сразу. Нужно время для того, чтобы принять нормативные акты всем органам, участникам рынка,  дать возможность инсайдерам-юрлицам отработать эти правила, и только после этого закон можно запускать в работу. Ответственность по нему, на нашим оценкам, первоначально будет только финансовая: от 5 тысяч до 1 млн рублей, в зависимости от нанесенного ущерба. Уголовная ответственность за инсайд (от 2 до 5 лет), по нашему предложению, должна наступить только через три года, чтобы рынок разобрался, как работает закон и адаптировался.
 
В целом принятие закона  об инсайдерской информации будет очередным этапом регулирования отношений на организованных финансовых рынках России. Как известно, в нашей стране планируется создать Международный финансовый центр и закон об инсайде будет одной из тех задач, которые необходимо решить для того, чтобы этот центр заработал.
 

Версия для печати

« Назад