Главное препятствие
С момента утверждения Госсоветом стратегии инновационного развития России до 2020 года прошло два года. Но говорить о видимых результатах перевода нашей экономики на новые рельсы пока не приходится. Своеобразным руководством к действию, призванным ускорить построение в России "экономики знаний", стало принятое в пятницу Госдумой заявление "О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики".
Именно отсутствие единой законодательной базы в части развития инновационной деятельности оказалось, по мнению парламентариев, главным препятствием на пути экономической модернизации.
"Будем честными"
"Инновации − это главный стратегический вопрос развития страны", − предварил бурную дискуссию в Госдуме по проекту заявления глава думского комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров. Из его слов выходило, что последние годы чиновники и депутаты не сидели сложа руки, теша себя "розовыми мечтами" о модернизации.
По мнению Евгения Федорова, причина неудач в "бессистемности", с которой наша страна бросилась поднимать "инновационную целину" и чуть было не надорвалась. "В России так и не сложилась комфортная среда для генерации знаний, оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности, их оборота на рынке", − рассказывал парламентарий о "болевых точках" российской "экономики знаний".
"Мы как бы включили механизм, но саму систему не запустили", − посетовал Федоров, сравнив построение "экономики знаний" в стране с "инновационными "рыбами", которые остались без воды".
"Важный список"
Впрочем, в пятницу "Единая Россия" не только констатировала проблемы внедрения в стране инноваций, но и предлагала конкретные методы их решения. Список законодательных мер, призванных придать инновационному развитию системный характер, включает семь пунктов. В первую очередь депутаты настаивают на создании "бюджетных, налоговых и таможенных условий, необходимых для приоритетного развития рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности".
По словам депутата Госдумы от "Единой России" Лианы Пепеляевой, речь может идти "об облегчении применения льгот, позволяющих вычитать расходы на НИОКР из налоговой базы с коэффициентом 1,5". "Помимо этого, в правительстве РФ также обсуждают сокращение сроков амортизации нематериальных активов, а также перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте", − пояснила депутат.
Выйти на биржу
Вторым пунктом в плане "Единой России" числятся задачи по созданию системы госрегистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также их учета в составе нематериальных активов.
Народные избранники также полагают, что "экономике знаний" не обойтись без развития финансовых и имущественных институтов инновационной деятельности. По словам Пепеляевой, предложения по упрощению доступа инновационных компаний на финансовые рынки уже разрабатываются Роснанотехом вместе с ММВБ. "Также рассматривается предложение о субсидировании затрат, связанных с выходом компаний на биржу", − говорит парламентарий.
Стране нужен Совет
свою очередь, по мнению депутата Госдумы от "Единой России" Виктора Зубарева (он руководит партийным проектом "Национальная инновационная система"), также настало время создать в стране Федеральный инновационный совет. "Эта структура могла бы стать площадкой, позволяющей выработать компромиссные решения в деле развития инноваций", − полагает единоросс. При этом он высказался за наделение такого совета "определенными госполномочиями и придание ему статуса Общественной палаты". "Нужна вертикально интегрированная система поддержки инноваций", − резюмировал Зубарев.