На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Депутат ГД Лиана Пепеляева: Инвестиции в инфраструктуру можно сдвинуть с места
 
 
Для этого необходимо задействовать потенциал государственно-частного партнерства
 
Реализация государством и муниципалитетами в партнерстве с частным бизнесом инфраструктурных проектов позволяет оживить экономику, создать новые рабочие места, сформировать предпосылки для экономических преобразований в посткризисный период. Своим мнением о проблемах развития государственно-частного партнерства в России поделилась заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Лиана Пепеляева
 
"СП": - Лиана Витальевна, какова в настоящий момент ситуация с финансированием крупных инфраструктурных проектов на территории России?
 
- Естественно, что под воздействием финансового кризиса произошло сокращение инвестиционной активности, причем как со стороны частных компаний, так и со стороны государства. По данным Минрегионразвития, в России сокращение объема инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2009 года составило почти 20%. К началу 2009 года в реестре перспективных региональных инвестиционных проектов содержалась информация о более чем 400 потенциальных проектах на сумму порядка 2 трлн. рублей. Но сегодня только по 50 проектам осуществляется реализация, остальные проекты фактически приостановлены.
 
Одной из причин этого является увеличение рисков инвестирования, что влечет отказ со стороны частных инвесторов. Кредиты для бизнеса стали менее доступными, их стоимость существенно выросла. В то же время в ряде регионов сложности возникли из-за сокращения доходов бюджета субъекта РФ.
 
Помимо финансовых проблем существуют высокие административные барьеры. Инвесторы по-прежнему испытывают сложности при решении вопросов землепользования, подведения инженерных сетей, получения разрешительной документации. Более того, можно сказать, что в ряде регионов отсутствует единая стратегия развития, что мешает увеличению инвестиционной активности.
 
"СП": - Какие инициативы предлагает ваш Комитет по развитию государственно-частного партнерства?
 
- Мы работаем над законопроектами, которые должны устранить барьеры для инвестирования капитала, в том числе, в инфраструктурные проекты. Можно выделить ряд инициатив, принятие которых будет этому способствовать.
 
Так, Правительством РФ внесен в Госдуму пакет из двух законопроектов, которые направлены на создание условий для секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала. В частности, предусмотрены механизмы повышения кредитного качества уступаемых в процессе секьюритизации денежных требований и выпускаемых в процессе секьюритизации ценных бумаг. Участникам финансового рынка будет предоставлена возможность использовать способы обеспечения исполнения обязательств для управления и снижения своих кредитных рисков.
 
В результате институциональные инвесторы, в том числе пенсионные фонды и страховые компании, смогут инвестировать свои средства и получать доход от российских активов с низким уровнем риска.
 
Еще один правительственный законопроект предусматривает создание дополнительных механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций. Законопроект предусматривает введение общепризнанных механизмов, основанных на институтах "представителя владельцев облигаций" и "общего собрания владельцев облигаций". Принятие проекта позволит обеспечить выпускам облигаций стабильность и долгосрочность, а значит, повысит доверие инвесторов, а также даст возможность урегулировать возникающие разногласия между эмитентом и владельцами облигаций.
 
"СП": - Что, на ваш взгляд, мешает успешной реализации ГЧП-проектов в регионах?
 
- Низкий уровень нормативной базы. Региональные законы о ГЧП на сегодняшний день приняты лишь в нескольких субъектах РФ. При этом в них содержится ограниченное количество инструментов, в которых действительно заинтересованы региональные инвесторы, имеют место коллизии с нормами федерального законодательства. В целом довольно много декларативных норм при недостаточном уровне проработки финансово-экономического обоснования.
 
Между тем, региональные инвестиционные проекты имеют более короткие сроки реализации и сроки окупаемости. Иными словами, у них высокий потенциал достижения положительного эффекта при преодолении негативных последствий финансового кризиса, и этот потенциал, несомненно, должен быть использован.
 
"СП": - Какие вопросы, касающиеся инфраструктуры и ГЧП, вы планируете поднять на Общероссийском Форуме "Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности", который пройдет 9 февраля в Москве?
 
- Сейчас активно обсуждается вопрос об инфраструктурных облигациях. Идет работа над законопроектом "Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций", который был представлен для публичного обсуждения в сентябре 2009 года на сайте ФСФР России.
 
В прошлом году ОАО "РЖД" зарегистрировало несколько выпусков облигаций, которые позиционируются как инфраструктурные. Однако эти облигации пока нельзя признать действительно инфраструктурными, поскольку не предусматриваются гарантии целевого использования привлеченных средств, а также обеспечение по облигациям за счет поступлений от объектов инфраструктуры и другие положения, свойственные инфраструктурным облигациям.
 
Этот и другие принципиальные дискуссионные вопросы, возникающие при рассмотрении законодательных инициатив и вплотную затрагивающие проблематику инвестирования в инфраструктурные проекты, могут быть подняты на Общероссийском Форуме. В ходе обсуждения мы постараемся определить векторные направления инфраструктурного развития страны на текущий год и среднесрочную перспективу.

Версия для печати

« Назад