На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"
 
"Эффективное антикризисное управление" № 43 – 44 – 15.12.06
 
Приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" включает в себя три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
 
Основной задачей по ускоренному развитию животноводства определена доступность дешевых долгосрочных кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). Реализация этого направления позволит повысить рентабельность отечественного животноводства и ускорить процесс его технического перевооружения, ввести в эксплуатацию новые мощности. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено выделить  3,45 млрд руб. в 2006 году и 3,18 млрд руб. в 2007-м. Планируется, что общая сумма привлеченных кредитов составит около 40 млрд руб. 
 
Финансирование в объеме 6 млрд 600 млн руб. бюджетных ассигнований предназначено на субсидирование процентных ставок в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков, привлекаемым на срок до 8 лет строительства животноводческих комплексов и ферм. Это позволит ежегодно использовать по 40 млрд руб. инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве.
 
За счет суммарных средств с учетом поставок оборудования и скота по лизингу предполагается модернизировать животноводческие комплексы и фермы на 370 тыс. скотомест и закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец. Для  этого будет увеличен уставный капитал "Росагролизинг" на  8 млрд руб.
 
Росту объемов производства мяса и мясопродуктов в России должно способствовать и регулирование импорта этих видов продукции: утвержден механизм тарифного квотирования на четыре ближайших года, позволяющий прогнозировать ситуацию на рынке.
 
По направлению стимулирования малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса целью ставится организация доступного и масштабного микрокредитования, создание соответствующей банковской инфраструктуры, формирование кооперативов для совместного решения таких задач, как сбыт и переработка продукции, обработка сельскохозяйственных земель, материально-техническое снабжение, взаимное кредитование и выполнение ряда других функций.
 
По данным Росстата, на начало 2006 г. в России насчитывалось 16 млн сельских домохозяйств, ориентированных на самообеспечение и производство сельхозпродукции в условиях так называемого натурального хозяйства, и 260 тыс. фермерских хозяйств. Личные подсобные и фермерские хозяйства производят в стране 57 % всей валовой продукции сельского хозяйства. Вместе с тем многие из них очень часто сталкиваются с финансовыми трудностями. Улучшить эту ситуацию призвана сельскохозяйственная кредитная кооперация.
 
Основными задачами национального проекта в сфере развития малых форм хозяйствования являются: повышение доступности  заемных средств посредством субсидирования процентных ставок по кредитам, а также создание системы финансовой взаимопомощи на селе (сельские финансовые кредитные кооперативы); модернизация и развитие инфраструктуры сети заготовительных, снабженческих, сбытовых организаций и предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;  обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, то есть развитие ипотеки. Предусматривается стимулирование создания  инфраструктуры,  гарантирующей мелким товаропроизводителям сбыт продукции, повышение степени ее переработки и доходов от  реализации.
 
На осуществление этого запланировано около 3 млрд руб. в 2006 г. и более 3,5 млрд руб. в 2007 г. Предусматривается, что субсидирование процентных ставок по кредитам для малых форм хозяйствования будет следующее: 5 % — из федерального бюджета и 5 % — за счет средств регионов. Такой объем  позволит ежегодно привлекать до 20 млрд руб. кредитных средств в коммерческие банки и выдавать более 100 тыс. кредитов. Благодаря чему в 2006-м  будет создано 600, а в 2007-м  — 1000 кредитных кооперативов, обслуживающих мелких товаропроизводителей, и начнут функционировать тысячи заготовительных, снабженческих, сбытовых кооперативов и 550 кооперативов по первичной переработке с/х продукции.
 
Решение указанных задач чрезвычайно важно. Для их осуществления необходимо соответствующее правовое регулирование. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. и 27 февраля 2006 г. определен  перечень первоочередных нормативных правовых актов. В частности,  по проекту "Развитие агропромышленного комплекса" предусмотрено их  принятие по 7 направлениям.
 
В настоящее время в области сельского хозяйства приняты два Федеральных закона; два проекта находятся на рассмотрении Государственной Думы. В течение 2006 г. утверждены 16 постановлений Правительства Российской Федерации и одно постановление  Федеральной службы государственной статистики. Издано 10 приказов Министерством сельского хозяйства России; разработано две концепции и ряд методик.
 
Вместе с тем необходимо дополнительное законодательное регулирование ряда вопросов, поскольку с 1 января 2005 г. признаны утратившими силу Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" и закон "О социальном развитии села".
 
Прежде всего в законодательном определении нуждаются цели, принципы и главные направления государственной политики в сфере развития сельского хозяйства, основные направления государственной поддержки развития сельского хозяйства и сельских территорий с учетом разграничения полномочий между федеральными, региональными органами власти, а также ключевые понятия: "агропродовольственная политика", "агропродовольственный рынок", "сельское хозяйство", "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
 
В апреле этого года Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О развитии сельского хозяйства", который на законодательном уровне закрепляет основные направления реализации государственной агропродовольственной политики. А за два месяца до этого, в рамках "правительственного часа"  выступал министр сельского хозяйства  А. Гордеев. По итогам обсуждения Государственной Думой  принято решение о подготовке обращения к Председателю Правительства РФ М. Фрадкову, в котором предлагалось Правительству РФ принять ряд неотложных мер в сфере агропромышленного комплекса, в том числе по разработке  проекта  федерального закона по совершенствованию правового регулирования залога земель сельскохозяйственного назначения.
 
Актуальным остается и вопрос развития системы земельно-ипотечного кредитования, также требующий законодательного решения по упрощению и удешевлению процедуры формирования земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, предоставления возможности использования их под залог.
 
С начала  этого года Государственная Дума в режиме оперативного мониторинга контролирует ход реализации национального проекта по каждому из направлений, анализируя ситуацию в субъектах РФ. Отслеживается и ценовая ситуация на рынке горюче-смазочных материалов. Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год предусмотрена компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, вызванных ростом цен на нефтепродукты, в сумме 5 млрд руб. Именно по инициативе депутатов впервые принято это важнейшее экономическое и политическое решение. Благодаря чему частично сбалансированы ценовые пропорции между сельским хозяйством и нефтяным сектором.
 
В рамках целевой программы "Социальное развитие села" для обеспечения доступным жильем молодых специалистов предусмотрено ежегодное выделение 2 млрд руб. Минсельхозу в течение двух лет. Основной механизм финансирования строительства жилья — это софинансирование: из средств федерального бюджета — 30 %, бюджетов субъектов РФ — 40 %, работодателей — 30 %. По договору коммерческого найма жилье предоставляется молодому специалисту со специальным или высшим образованием. Впоследствии после выплаты 10 %  стоимости жилья и определённого срока работы на  предприятии жилье переходит в собственность молодого специалиста или его семьи.
 
На заседании Президиума Государственного совета в г.  Элисте принято решение о направлении в течение трех лет 30 млрд руб из средств "Газпрома" на газификацию населенных пунктов прежде всего сельских территорий. 6 октября 2006 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. Медведев сообщил, что планы работы "Газпрома" и региональных органов власти синхронизированы, газификация осуществляется в соответствии с графиком. 
 
Таким образом, национальный проект и вносимые Государственной Думой законодательные инициативы сосредоточены преимущественно на достижении одной приоритетной цели – усиление поддержки сельхозпроизводителей путем создания инфраструктуры и благоприятных условий для развития производства, повышения качества  работы, быта и жизни сельчан.
 
 

Версия для печати

« Назад