На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Финансирование системы здравоохранения: проблемы и перспективы
 
"Экономика здравоохранения" № 10 – 12.10.06
 
Пепеляева Лиана Витальевна – депутат Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва,  член Комитета Государственной Думы по собственности, член Комиссии  Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, координатор Всероссийской политической партии "Единая Россия" по национальным проектам.
 
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказываемую за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Однако последнее десятилетие показало, что объемы финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами.
 
Негативные характеристики состояния здоровья населения России и неутешительные показатели рождаемости и смертности граждан страны потребовали принятия документа, предусматривающего основные принципы развития системы здравоохранения. В 1997 г. Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Основной целью этого документа являлось сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. На первом этапе реализации Концепции (1997 - 2000 гг.) предусматривалось принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения, по увеличению размеров финансирования отрасли и повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении [1].
 
Несмотря на то что с 1999 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру ежегодно увеличивались (рис. 1), имеющиеся финансовые и материальные ресурсы использовались не всегда эффективно, усиливались диспропорции в предоставлении медицинской помощи.
 
Рис. 1. Динамика финансирования здравоохранения за счет средств федерального бюджета в 1999 - 2006 гг. [4, 8 - 14]
 
Расходы на здравоохранение в 2003 г. за счет всех источников составили около 391,5 млрд рублей, в 2004 г. - 479,6 млрд рублей, из них расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 241,9 млрд рублей (50,4%), включая страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 67,9 млрд рублей, средства системы обязательного медицинского страхования - 191,8 млрд рублей (40%), в том числе единый социальный налог в сумме 113,7 млрд рублей, средства федерального бюджета - 38,9 млрд рублей (8,1%). Доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП сократилась до 2,86% в 2004 г. [2]. В 2005 г. сумма расходов на здравоохранение составила 656 млрд рублей. По прогнозам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2006 г. расходы достигнут 840 млрд рублей [3].
 
Однако в эти расходы на здравоохранение не включены средства граждан на финансирование платных услуг и приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. Между тем ежегодно увеличиваются расходы населения на медицинские услуги: с 2000 по 2004 г. рост расходов на платные услуги составил с 27,5 млрд рублей до 87,0 млрд рублей.
 
Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении медицинской помощи соответствующего качества. В наибольшей степени это коснулось малообеспеченных граждан страны.
 
Высокая дифференциация объемов государственного финансирования здравоохранения по субъектам Российской Федерации достигает 12-кратного размера, что обусловливает существенные отличия реальной доступности и качества медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации, а также в городе и на селе. В частности, в 2004 г. подушевой норматив финансирования в расчете на одного жителя в Республике Дагестан составлял 1186,6 рублей, а в Чукотском автономном округе - 20513,8 рублей. В 2004 г. только в 12 субъектах Российской Федерации территориальные программы государственных гарантий были в достаточной мере обеспечены финансовыми средствами. В 48 субъектах Российской Федерации дефицит финансовых ресурсов превышает 20% [2].
 
Современная система здравоохранения Российской Федерации состоит из медицинских учреждений трех уровней – федеральных, региональных и местных. Лечением граждан заняты учреждения именно третьего, местного, уровня. Между тем укомплектованность первичного звена здравоохранения по состоянию на октябрь 2005 г. составляла 56%. Численность участковых врачей - 56,1 тыс. человек из 604 тыс. практикующих российских медицинских работников (менее 10%). Количество врачей общей (семейной) практики – 4 005 человек. Обеспеченность врачебными кадрами  поликлиник составляет всего 56%, а на селе - только 25 – 30%. Статистика такова, что средний возраст врачей первичного звена – 52 года. Около 30% врачей участковой службы проходили переподготовку пять лет назад. Кроме того, сложилась ситуация, когда значительная часть выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находит себе применение вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а во многих случаях и вообще вне медицины, игнорируя свободные рабочие места во врачебных амбулаторных, территориальных поликлиниках, станциях скорой помощи.
 
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, средняя заработная плата в здравоохранении за первое полугодие 2005 г. составила 5 870 рублей, при этом заработная плата среднего медицинского персонала – 2 546 рублей (для сравнения: в 2005 г. средняя заработная плата в сфере народного хозяйства была значительно выше – 8 428 рублей) [2].
 
Сложившаяся ситуация требует серьезных изменений в системе здравоохранения. В двух Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2005, 2006 гг.) сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Главной целью социально-экономической политики России является последовательное повышение уровня жизни населения. В этой связи уже почти год реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства, и есть определенные положительные результаты.
 
Необходимо отметить, что национальный проект "Здоровье" находится на первом месте по объемам финансирования, на его реализацию за счет средств федерального бюджета в 2006 г. направлено 62,6 млрд рублей. Согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" финансирование мероприятий национального проекта "Здоровье" в 2007 г. будет увеличено почти на 72,1 % по сравнению с 2006 г. и составит 107,7 млрд рублей (рис. 2).
 

Рис. 2. Сравнительный анализ объемов финансирования приоритетных национальных проектов в 2006 - 2007 годах [4, 5]
 
Однако только увеличение финансирования здравоохранения не приведет к необходимым системным изменениям в этой сфере. Безусловно, требуются конкретные меры, направленные на кардинальную перестройку всей системы.
 
В рамках национального проекта "Здоровье" предусмотрена реализация комплекса мероприятий по двум направлениям: "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" (табл.).
 
 
Таблица. Сравнительная характеристика
объемов финансирования приоритетного национального проекта "Здоровье" за счет средств федерального бюджета в 2006 - 2007 гг. [4, 5]
 
Направления и мероприятия проекта
Объем финансирования, млн рублей
 
Увеличение объема, %
2006 г.
2007 г.
(план)
Развитие первичной медико-санитарной помощи
Дополнительная подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров
200,0
300,0
150,0
Повышение оплаты труда врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров, медицинских сестер соответствующих врачей
12 800,0
20 793,6
162,5
Субсидии на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам
"Скорой медицинской помощи"
4 700,0
11 204,9
238,4
Денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа
-
272,9
-
Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом
14 300,0
15 400,0
107,7
Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи,
в том числе создание устойчивой связи
3 600,0
3 900,0
108,3
Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок
4 200,0
6 100,0
145,2
Профилактика, выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита В, С
и иммунодефицита
2 900,0
7 600,0
262,1
Мероприятия по профилактике
ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С
200,0
200,0
0,0
Обследование (расширение неонатального скрининга) новорожденных детей на галактеземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром
400,0
400,0
0,0
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами
2000,0
4000,0
200,0
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
Строительство 15 новых центров  высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации
12 600,0
19 400,0
154,0
Высокотехнологичные виды
медицинской помощи
4 100,0
17 476,7
426,3
Методическое обеспечение
и информационная поддержка
600,0
700,0
116,7
ВСЕГО
62 600,0
107 748,1
172,1
 
По направлению "Развитие первичной медико-санитарной помощи" основными задачами являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; повышение уровня квалификации врачей участковой службы; снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией, а также заболеваемости гепатитом В, краснухой, гриппом; снижение материнской смертности и частоты обострений и осложнений хронических заболеваний, временной нетрудоспособности.
 
22 сентября  2006 г. в Тамбове было проведено выездное заседание  межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и демографической политике при Совете при Президенте Российской Федерации, посвященное ходу реализации национального проекта "Здоровье" и направлениям его развития на ближайшие 3 года. По информации заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Р. А. Хальфина, по итогам восьми месяцев реализации национального проекта "Здоровье" 546 тыс. медицинских работников во всех субъектах Российской Федерации получили денежные  выплаты. В целом по России повышение среднего уровня оплаты труда участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей семейной практики составило от 13 884,6 рублей до 23 043 рублей (в 2,2 - 2,8 раза); медицинских сестер, работающих с ними, – от 7490,5 до 14 969 рублей (в 1,6 - 2,4 раза); врачей-специалистов первичного звена – от 4906 до 21 695 рублей (в 1,03 - 1,7 раза); младшего медицинского персонала – от 2277,3 до 3100 рублей (в 1,3 - 1,7 раза) [6].
 
Реализация мероприятия по повышению оплаты труда медицинских работников первичного звена позволила обеспечить приток кадров в эту сферу здравоохранения. Коэффициент совместительства снизился с 1,6 в начале 2006 г. до 1,4 в июле 2006 г.
 
С июля 2006 г. введены выплаты для врачей, фельдшеров и медсестер скорой помощи, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов. Общий объем средств, предусмотренный для реализации этого мероприятия, составляет 4,659 млрд руб. По состоянию на июль 2006 г. практически во всех субъектах началось осуществление выплат, общая сумма которых составила 542 млн руб.  
 
С января этого года за счет введения "родовых сертификатов" в 1,8 раза возросла заработная плата врачей, акушерок и медсестер родильных домов, а с апреля 2006 г. - женских консультаций.
 
По состоянию на 20 сентября 2006 г. подготовлено 3 758 врачей, из них: 673 врача по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" и 3 085 врачей по специальностям "терапия" и "педиатрия". Всего в 2006 г. планируется подготовить 6 446 врачей (1 567 врачей по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" и 4 877 врачей по специальностям "терапия" и "педиатрия") [7]. Обучение проводится в 44 образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 7 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. На эти цели из федерального бюджета в 2006 г. предусмотрено финансирование в объеме 200 млн руб.
 
С 2006 г. организована централизованная закупка диагностического оборудования для муниципальных поликлиник и машин скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилей и реанимобилей с кювезами. С этой целью выделяется 29,7 млрд руб. на закупку диагностического оборудования и 7,5 млрд руб. - санитарного автотранспорта. По состоянию на 20 сентября 2006 г. в субъекты Российской Федерации поставлено 15 668 единиц диагностического оборудования (до конца этого года запланировано поставить около 22 652 единицы оборудования).
 
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, в сентябре 2006 г. в регионы поставлена 4 941 единица автомашин скорой медицинской помощи, что составляет 73,5% выполнения проекта [7].
 
За первое полугодие 2006 г. в субъекты Российской Федерации отгружено 19,9 млн доз вакцин против вирусного гепатита В; 1,8 млн доз вакцин против краснухи. По данным Роспотребнадзора, в 2007 г. против гепатита В, краснухи, полиомиелита и гриппа будет привито более 60 млн человек. На мероприятия иммунизации населения в 2006 г. предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 4,2 млрд руб.
 
В 2006 г. на мероприятия по проведению профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусом гепатита В, С и ВИЧ в федеральном бюджете предусмотрена сумма  2,9 млрд руб.
В рамках неонатального скрининга новорожденных  обследовано 123 697 детей по состоянию на 20 сентября. При этом результаты обследований, в которых участвуют 53 субъекта Российской Федерации, показали, что адреногенитальный синдром выявлен у 23 детей (0,02%), муковисцидоз – у 18 детей (0,01%) [7]. В мае начата поставка 21 лаборатории в регионы, из них: 12 комплектов поставлены и смонтированы (Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Амурская, Архангельская, Воронежская, Нижегородская, Московская, Свердловская, Ульяновская области), 2 - в стадии монтажа (Приморский край, Ярославская область), 7 - направлены адресатам (республики Северная Осетия - Алания, Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Брянская, Волгоградская, Ростовская области). На реализацию мероприятия по обследованию новорожденных детей в 2006 г. предоставлены средства федерального бюджета в объеме 400 млн руб.
 
В 2006 г. дополнительные обследования пройдут 4 млн граждан - работников бюджетной сферы, на эти цели выделено 2 млрд руб. По состоянию на 1 сентября 2006 г. дополнительную диспансеризацию прошли 0,3 млн граждан (7,5%). Кроме того, в 2006 г. запланировано проведение дополнительных медицинских осмотров 3,6 млн граждан, занятых на вредных производствах. На проведение этих мероприятий предусмотрено направить 1,9 млрд руб. из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
 
В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" медицинские учреждения, которые наблюдают за состоянием здоровья женщины до 28 недель беременности, получают дополнительно по 2 тыс. руб., а роддома - по 5 тыс. руб. Реализация этого мероприятия позволила в 2006 г. увеличить заработную плату медработникам женских консультаций и роддомов: врачам - на 4 тыс. руб., среднему медперсоналу - на 2 тыс. руб., младшему персоналу - на 1,2 тыс. руб.
 
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию в 2006 г. программы "Родовой сертификат", составляет 10,5 млрд рублей. За 8 месяцев реализации программы более 800 тыс. женщин получили помощь в женских консультациях, 760 тыс. –  в родильных отделениях.
По информации министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Ю. Зурабова, в 2007 г. предусматривается бесплатное предоставление лекарственных средств женщинам в период беременности. На оснащение оборудованием женских консультаций в 2007 г. будет направленно около 5 млрд руб. Кроме того, планируется увеличить стоимость родового  сертификата до 10 тыс. руб., а также дополнить родовый сертификат третьим талоном, который  будет передаваться женщинам через полгода после того, как она примет решение о выборе детской поликлиники [3].
 
В 2006 – 2007 гг. запланировано строительство 15 федеральных центров высоких медицинских технологий, из них 8 в этом году. На реализацию этого мероприятия предусмотрено финансирование в объеме 12,6 млрд руб. - в 2006 г., 19,4 млрд руб. –  в 2007 г. В будущем году будут введены в эксплуатацию 7 федеральных центров из заложенных в 2006 г. (центры сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани, Красноярске, Пензе и Хабаровске, центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Краснодаре и Чебоксарах, центр нейрохирургии в Тюмени). Ввод еще 8 центров запланирован на 2007 – 2008 гг.
 
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в реализации комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи, предусмотренных приоритетным национальным проектом "Здоровье", наметилась положительная тенденция. Однако для достижения намеченных результатов и показателей потребуется не один год, поскольку в сфере здравоохранении необходимы системные изменения.
 
Литература
 
1. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387.
2. Материалы к заседанию Правительства РФ 20.10.2005 г. по вопросу "О приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения": Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.10.2005 г. № 4964-Пр.
3. Выступление министра М. Ю. Зурабова на Пироговском съезде 28.09.2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru/vust/530.html.
4. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон РФ от 26.12.05 г. № 189-ФЗ.
5. О федеральном бюджете на 2007 год: Проект федерального закона, первое чтение в Государственной Думе ФС РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp?c=335233-4.
6. В Минздравсоцразвития России подвели промежуточные итоги реализации нацпроекта "Здоровье" и наметили планы на будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/news/2006/09/261744_5344.shtml.
7. Материалы к выездному заседанию Межведомственной рабочей группы
по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и
демографической политике, прошедшему  22 сентября 2006 г. в Тамбове [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/news/2006/09/261744_5344.shtml.
8. Об исполнении федерального бюджета за 1999 год: Федеральный закон РФ от 19.06.01 г. № 80-ФЗ.
9. Об исполнении федерального бюджета за 2000 год: Федеральный закон РФ от 23.04.02 г. № 39-ФЗ.
10. Об исполнении федерального бюджета за 2001 год: Федеральный закон РФ от 07.06.03 г. № 67-ФЗ.
11. Об исполнении федерального бюджета за 2002 год: Федеральный закон РФ от 08.05.04 г. № 35-ФЗ.
12. Об исполнении федерального бюджета за 2003 год: Федеральный закон РФ от 04.04.05 г. № 44-ФЗ.
13. Об исполнении федерального бюджета за 2004 год: Федеральный закон РФ от 15.04.06 г. № 52-ФЗ.
14. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон РФ от 23.12.04 г. № 173-ФЗ.
 
 
 
 
 

Версия для печати

« Назад