18 января 2006 года на заседании Межведомственного координационного Совета по информатизации системы образования в рамках мероприятий по развитию современных образовательных технологий поставлена задача за счет выделенных средств обеспечить доступ в Интернет для всех российских школ. Это должно способствовать созданию равных условий в информационном пространстве и обеспечить доступность качественного образования для всех российских школьников независимо от места жительства. Начата разработка 100 программ дистанционного обучения (учебных курсов), включая методическое сопровождение, и во втором полугодии 2007 года планируется их распространение посредством нового учебного портала в сети Интернет. На эти цели в 2006 году выделены ассигнования в размере 1,5 млрд рублей, всего на реализацию мероприятия по поддержке активных пользователей информационных технологий предоставлено 3 млрд рублей. До конца 2006 года к сети Интернет будет подключено не менее 18 000 школ. За два года предусмотрено произвести закупку оборудования компьютерных классов для 100 вузов и 2 500 школ. На селекторном совещании, которое было проведено 5 сентября 2006 года, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что подключение Интернета должно начинаться со школ Дальнего Востока [1].
Предусмотрены также мероприятия по поддержке лучших учителей: ежегодно в результате конкурсного отбора 10 тысяч учителей, достигших признанного обществом качества профессиональной деятельности, будут награждаться премией Президента Российской Федерации (около 100 тысяч рублей каждому). В 2006 году на эти цели выделен 1 млрд рублей. В августе 2006 года в регионы были в полном объеме перечислены средства на выплату поощрений лучшим учителям.
В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников установлено дополнительное ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 рублей за классное руководство. Такую поддержку получат около 900 тысяч учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя в суворовских и нахимовских военных училищах, кадетских корпусах, школах-интернатах, вечерних общеобразовательных школах при воспитательных колониях и др.
С начала 2006 года субъектам Российской Федерации перечислены субсидии для выплаты вознаграждения педагогическим работникам в размере 7,685 млрд рублей. В августе 2006 года были дополнительно направлены средства федерального бюджета в объеме 2,25 млрд рублей. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, указанный объем финансирования рассчитан на выплаты вознаграждения во всех субъектах Российской Федерации до ноября 2006 года. В связи с этим в июле этого года были внесены изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", которым установлено оказание помощи из средств федерального бюджета в случае недостаточности средств в субъектах Российской Федерации на предусмотренные приоритетным национальным проектом "Образование" денежные выплаты за классное руководство.
Развитие высшей школы является одним из ключевых направлений в рамках реализации нацпроекта "Образование". Так, предстоит создать на базе уже действующих вузов и академических центров в Южном и Сибирском федеральных округах новые университеты мирового уровня, а также бизнес-школы в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Деятельность вновь создаваемых образовательных учреждений должна быть направлена прежде всего на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, развитие предпринимательской активности и современных технологий управления. В каждом университете будет обучаться не менее 25 - 30 тысяч человек, а в бизнес-школе - до 1 000 человек. Создание Московской бизнес-школы "Сколково" будет реализовываться по принципу частно-государственного партнерства. В течение пяти лет инвесторы (6 частных инвесторов и 8 компаний) планируют выделить средства на финансирование бизнес-школы по 5 млн долларов [1]. Общая стоимость проекта оценивается в 300 млн долларов, еще 500 млн рублей поступят из федерального бюджета. Предполагается, что к занятиям студенты приступят в 2008 году. Из федерального бюджета на эти цели до конца 2006 года будет направлено 3 млрд рублей, из них: 2 млрд рублей - на создание университетских центров мирового уровня; 1 млрд рублей - на формирование двух бизнес-школ. Проектом федерального бюджета на 2007 год финансирование предполагается увеличить в 2 раза.
Предусмотрена поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи, прежде всего учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций и пр.), молодых изобретателей и ученых, юных граждан, добившихся успехов в предпринимательской и другой общественно значимой деятельности. Учреждено на 2006 - 2008 годы 1 250 премий для победителей и призеров международных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тысяч рублей каждая; 4 100 премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тысяч рублей каждая.
В 2006 году на поддержку талантливой молодежи выделено 200 млн рублей, из них по состоянию на 15 сентября 2006 года 33,7 млн рублей уже перечислены в регионы. Списки кандидатов на премию Президента Российской Федерации представлены 73 субъектами Российской Федерации. В августе 2006 года был утвержден список 1 687 победителей и призеров конкурсных мероприятий, которым в 2006 году присуждены премии для поддержки талантливой молодежи. В настоящее время осуществляется перечисление средств в объеме 54,21 млн рублей на лицевые счета 1 487 победителей и призеров конкурсных мероприятий [3].
Кроме того, принят федеральный закон, предусматривающий увеличение размера стипендий студентам средних и начальных образовательных учреждений. С 1 января 2006 года увеличен размер стипендий студентам и учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме, с 140 до 210 рублей (бюджетом 2006 года предусмотрено 1 027 млн рублей, в том числе 878 млн рублей - на образовательные учреждения среднего профессионального образования и 149 млн рублей - на начальное профессиональное образование) [6].
Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что с 1 января 2006 года специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации назначаются и выплачиваются аспирантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в размере 3 000 рублей, студентам высших учебных заведений в размере 1 200 рублей, студентам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - 700 рублей [7].
В рамках направления национального проекта "Развитие системы общеобразовательной подготовки военнослужащих" определен порядок проведения в 2006 - 2007 годах эксперимента по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В июле 2006 года на базе трех учебных центров начат эксперимент по обучению военнослужащих срочной службы восьми профессиям начального профессионального образования. До конца 2007 года планируется организовать начальное профессиональное обучение еще в 22 учебных центрах. В 2006 году на эти цели из федерального бюджета выделено 300 млн рублей.
Предусмотрена реализация проекта "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006 - 2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии на приобретение ежегодно не менее 3 500 школьных автобусов. Ежегодное финансирование этого направления составляет 1 млрд рублей.
Предполагается закупить учебное и учебно-наглядное оборудование для оснащения школ. Двухлетний объем финансирования этого мероприятия составляет 4,6 млрд рублей.
В 2007 году добавятся еще два направления национального проекта "Образование" - государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные меры модернизации образования, и государственная поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. То есть регионы, активно развивающие образование, смогут претендовать на получение поощрений в рамках национального проекта. На поддержку субъектов Российской Федерации, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно планируется финансирование в объеме 3,5 млрд рублей [2]. По этому направлению в 2007 году в 20 российских регионах будут действовать "пилотные" проекты. Механизм реализации мероприятия заключается в переходе на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, новую систему оплаты труда, в реструктуризации сети образовательных учреждений.
По результатам второго конкурса среди учреждений начального и среднего профессионального образования планируется определить 100 – 150 учебных заведений, каждое из которых получит по 50 млн рублей [2].
Безусловно, финансирование образовательный сферы лишь за счет средств федерального бюджета не разрешит сложившуюся за многие годы ситуацию в образовании. Для повышения качества образования необходимо не только сохранение темпов роста бюджетного финансирования, а также эффективная реализация предусмотренных мероприятий, но и увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников. Не менее важно, вслед за оздоровлением экономики образовательной сферы более компетентно решались содержательные проблемы обучения, воспитания и профессиональной подготовки представителей подрастающего поколения и заинтересованных категорий трудоспособного населения. Нам надо заново осмыслить цели и ценности, присущие образованию как социальному институту, ответственному за воспроизводство человека как социального существа. От этого зависят трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал нашего общества, темпы и направления его развития, т. е. именно в сфере образования во многом предрешается будущее России.
Литература
2. На поддержку регионов, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно будут выделяться 3,5 млрд рублей. Итар-Тасс 04.08.06 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/news/press-review/2785.
4. Права человека и модернизация российского образования [Текст]: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: ИД "Юриспруденция", 2006.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 г. № 751.
6. О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда": Федеральный закон РФ от 22.12.05 г. № 177-ФЗ.
7. О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования: Постановление РФ от 14.07.06 г. № 430.
8. Об исполнении федерального бюджета за 1999 год: Федеральный закон РФ от 19.06.01 г. № 80-ФЗ.
9. Об исполнении федерального бюджета за 2000 год: Федеральный закон РФ от 23.04.02 г. № 39-ФЗ.
10. Об исполнении федерального бюджета за 2001 год: Федеральный закон РФ от 07.06.03 г. № 67-ФЗ.
11. Об исполнении федерального бюджета за 2002 год: Федеральный закон РФ от 08.05.04 г. № 35-ФЗ.
12. Об исполнении федерального бюджета за 2003 год: Федеральный закон РФ от 04.04.05 г. № 44-ФЗ.
13. Об исполнении федерального бюджета за 2004 год: Федеральный закон РФ от 15.04.06 г. № 52-ФЗ.
14. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон РФ от 23.12.04 г. № 173-ФЗ.
15. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон РФ от 26.12.05 г. № 189-ФЗ.
16. О федеральном бюджете на 2007 год: Проект федерального закона, первое чтение в Государственной Думе ФС РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp?c=335233-4.
|