На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Национальный проект "Образование": проблемы и перспективы
 
"Высшее образование сегодня" № 12 –14.12.06
 
Пепеляева Лиана Витальевна – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, член Комитета Государственной Думы по собственности, член Комиссии  Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, координатор Всероссийской политической партии "Единая Россия" по национальным проектам. Сфера научных интересов: финансовые механизмы регулирования государственного сектора экономики, корпоративное управление в вертикально-интегрированных структурах. Автор 38 научных трудов.
 
1990-е годы: нарастание проблем
 
На протяжении многих лет основными характеристиками российского образования являлись универсальность, доступность и бесплатность. В ряде сфер российские специалисты и в настоящее время вызывают неизменный  интерес со стороны зарубежных работодателей, а иностранные граждане приезжают в Россию для получения образования.
 
Однако социально-экономическая нестабильность, а также сокращение финансирования многих сфер, в том числе образования, в последние годы существования СССР и последующий переходный период не могли не сказаться на самом главном – уровне образования. Многие достижения и традиции высшей и средней школы оказались утраченными. Современное состояние российской образовательной сферы характеризуется снижением качества обучения и подготовки кадров, отсутствием стимулов для его повышения, низким уровнем внедрения инновационных программ, оттоком молодых специалистов из сферы образования и науки.
 
По данным Всероссийской переписи населения, формально уровень образования граждан России за последнее десятилетие повысился. Точнее, увеличилось число людей с документами о высшем, неполном высшем и среднем образовании. Но наличие аттестата или диплома не всегда свидетельствует о реальных знаниях.  Кроме того, стремительно увеличивается численность высших учебных заведений, открываемых, можно сказать, на пустом месте, и столь же бурно растет контингент обучающихся в них студентов. Как очевидно, это не способствует получению качественного высшего образования, соответствующего требованиям современности. Сложившаяся ситуация обусловлена, с одной стороны, повышением  спроса на некоторые специальности, а с другой – снижением качества предоставляемых образовательных услуг, ростом их стоимости.
 
Новые подходы к развитию образования: преодоление спада
 
В октябре 2000 года Правительством Российской Федерации была одобрена национальная доктрина образования в Российской Федерации. Этим документом устанавливались приоритеты образования в государственной политике, стратегия и основные направления его развития в период до 2025 года.
 
Национальной доктриной предусматривалось, что в ходе реализации государственной политики будет обеспечен опережающий рост ассигнований на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в эту сферу средств из внебюджетных источников [5].
Однако недостаточное финансирование образования и сегодня остается главной проблемой. Несмотря на то, что с 1999 года расходы федерального бюджета на образовательную сферу ежегодно увеличивались (рис. 1), выделяемые средства не являются достаточными для повышения качества образования.
 
На первом этапе реформирования образования (до 2004 года) предполагалось, что  темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Действительно, с 2000 года прослеживается опережающий рост расходов на образовательную сферу по сравнению с общеэкономическими показателями. Динамика расходов бюджета на образование в 2000 - 2005 годах свидетельствует об их увеличении с 2,8 % ВВП практически до 4 %. Между тем во многих странах, и не только экономически развитых,  образование финансируется в большем объеме (не менее  5,3 - 5,5 % ВВП). К примеру, в Японии, Китае, Южной Корее на образование выделяется от 15 до 25 % ВВП [4].
 
 
Рис.1. Динамика финансирования образования за счет средств федерального бюджета в 1999 - 2006 гг. [8 - 16]
 
Необходимо отметить, что с 1999 года основная часть средств федерального бюджета, выделяемых на образование, направляется на финансирование высшего профессионального образования (более 62 % ежегодно). Положительным является то, что в последние два года из федерального бюджета выделяются средства на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики и программ по оздоровлению детей –  более 1 млрд рублей в 2005 - 2006 годах.
 
Тем не менее этих средств оказалось недостаточно не только для улучшения качества образования, но и для устранения тех узких мест в его развитии, которые накопились за переходный период. Именно поэтому до сих пор остаются нерешенными проблемы дефицита педагогических кадров, низкого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений, снижения качества подготовки специалистов высшей квалификации, непрекращающегося оттока молодых перспективных ученых за рубеж.
 
Обобщая, можно констатировать, что в результате мер, принятых по нормализации финансового положения учреждений образования, в 2000 – 2005 годах удалось остановить наметившийся спад в образовательной сфере. Одновременно выявилась потребность в более кардинальных решениях.
 
Национальный проект "Образование": поворот к инновациям
 
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005, 2006 годы сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Главной целью социально-экономической политики России является последовательное повышение уровня жизни населения. В этой связи уже почти год реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства, и есть определенные положительные результаты.
 
Прежде всего необходимо отметить существенное увеличение финансирования образовательной сферы в 2006 году. Для сравнения: в 2004 году на образование был выделен из федерального бюджета 121 млрд рублей, в 2005 году - 155 млрд, а в 2006-м - более 200 млрд рублей. 18 сентября 2006 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Согласно главному финансовому документу страны финансирование мероприятий национального проекта "Образование" будет увеличено почти на 94,4 % по сравнению с 2006 годом и составит более 48 млрд рублей (рис. 2).
 

Рис. 2. Сравнительный анализ объемов финансирования приоритетных национальных проектов в 2006 - 2007 годах [15, 16]
 
Сегодня очевидно, что одно только увеличение финансирования не приведет к необходимым системным изменениям. Безусловно, требуются конкретные меры, направленные на кардинальную перестройку всей системы образования.
 
В рамках национального проекта "Образование" предусмотрена реализация комплекса мероприятий по пяти направлениям (табл.). Одним из мероприятий является государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. С этой целью были разработаны и утверждены порядок и критерии конкурсного отбора вузов, школ, объявлен конкурс и сформирована конкурсная комиссия. 19 мая 2006 года на итоговом заседании конкурсной комиссии были определены 17 вузов-победителей, позже утверждены объемы их государственной поддержки и порядок предоставления субсидий [3]. Размер поддержки для общеобразовательного учреждения составит 1 млн рублей, для вузов - от 500 млн до 1 млрд рублей. Она предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовки преподавателей, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На проведение конкурсного отбора и осуществление государственной поддержки инновационных программ в 2006 - 2007 годах направляется 26 млрд рублей, из них: 8 млрд рублей – в 2006 году, 18 млрд рублей – в 2007 году.
 
Таблица
 
Объем финансирования приоритетного национального проекта
"Образование" в 2006 году [15]
 
Направления и мероприятия национального проекта
Объем финансирования,
млн рублей
Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, в том числе:
- стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- предоставление грантов талантливой молодежи;
- поощрение лучших учителей
9 200
5 000
3 000
200
1 000
Внедрение современных образовательных технологий, в том числе:
- разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов;
- развитие технической основы современных информационных образовательных технологий;
- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием
3 800
150
1 350
2 300
Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, в том числе:
- создание университетов в Южном и Сибирском федеральных  округах ;
- создание  бизнес-школ в Московском регионе и  г. Санкт-Петербурге
3 000
2 000
1 000
Повышение уровня воспитательной работы  в школах                             (дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство)
7 700
Развитие системы профессиональной подготовки в армии, в том числе
- создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;
- организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц,  отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату специальных стипендий)
300
100
200
Проект "Сельский школьный автобус" (приобретение школьных автобусов)
1 000
ВСЕГО
25 000
 
 
18 января 2006 года на заседании Межведомственного координационного Совета по информатизации системы образования в рамках мероприятий по развитию современных образовательных технологий поставлена задача за счет выделенных средств обеспечить доступ в Интернет для всех российских школ. Это должно способствовать созданию равных условий в информационном пространстве и обеспечить доступность качественного образования для всех российских школьников независимо от места жительства. Начата разработка 100 программ дистанционного обучения (учебных курсов), включая методическое сопровождение, и во втором полугодии 2007 года планируется их распространение посредством нового учебного портала в сети Интернет. На эти цели в 2006 году выделены ассигнования в размере 1,5 млрд рублей, всего на реализацию мероприятия по поддержке активных пользователей информационных технологий предоставлено 3 млрд рублей. До конца  2006 года к сети Интернет будет подключено не менее 18 000 школ. За два года предусмотрено произвести закупку оборудования компьютерных классов для 100  вузов и 2 500 школ. На селекторном совещании, которое было проведено 5 сентября 2006 года, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что подключение Интернета должно начинаться со школ Дальнего Востока [1].
 
Предусмотрены также мероприятия по поддержке лучших учителей: ежегодно в результате конкурсного отбора 10 тысяч учителей, достигших признанного обществом качества профессиональной деятельности, будут  награждаться премией Президента Российской Федерации (около 100 тысяч рублей каждому). В 2006 году на эти цели выделен 1 млрд рублей. В августе 2006 года в регионы были в полном объеме перечислены средства на выплату поощрений лучшим учителям.
 
В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников установлено дополнительное ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 рублей за классное руководство. Такую поддержку получат около 900 тысяч учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя в суворовских и нахимовских военных училищах, кадетских корпусах, школах-интернатах, вечерних общеобразовательных школах при воспитательных колониях и др.
 
С начала 2006 года субъектам Российской Федерации перечислены субсидии для выплаты вознаграждения педагогическим работникам в размере 7,685 млрд рублей. В августе 2006 года были дополнительно направлены средства федерального бюджета в объеме 2,25 млрд рублей. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, указанный объем финансирования рассчитан на выплаты вознаграждения во всех субъектах Российской Федерации до ноября 2006 года. В связи с этим в июле этого года были внесены изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", которым установлено оказание помощи из средств федерального бюджета в случае недостаточности средств в субъектах Российской Федерации на предусмотренные приоритетным национальным проектом "Образование" денежные выплаты за классное руководство.
 
Развитие высшей школы является одним из ключевых направлений в рамках реализации нацпроекта "Образование". Так, предстоит создать на базе уже действующих вузов и академических центров в Южном и Сибирском федеральных округах новые университеты мирового уровня, а  также бизнес-школы в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Деятельность вновь создаваемых образовательных учреждений должна быть направлена прежде всего на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, развитие предпринимательской активности и современных технологий управления. В каждом университете будет обучаться не менее 25 - 30 тысяч человек, а в бизнес-школе - до 1 000 человек. Создание Московской бизнес-школы "Сколково" будет реализовываться по принципу частно-государственного партнерства. В течение пяти лет инвесторы (6 частных инвесторов и 8 компаний) планируют выделить средства на финансирование  бизнес-школы по 5 млн долларов [1]. Общая стоимость проекта оценивается в 300 млн долларов, еще 500 млн рублей поступят из  федерального бюджета. Предполагается, что к занятиям студенты приступят в 2008 году. Из федерального бюджета на эти цели до конца 2006 года будет направлено 3 млрд рублей, из них: 2 млрд рублей - на создание университетских центров мирового уровня; 1 млрд рублей - на формирование двух бизнес-школ. Проектом федерального бюджета на 2007 год финансирование предполагается увеличить в 2 раза.
 
Предусмотрена поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи, прежде всего учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций и пр.), молодых изобретателей и ученых, юных граждан, добившихся успехов в предпринимательской и другой общественно значимой деятельности. Учреждено на 2006 - 2008 годы 1 250 премий для победителей и призеров международных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тысяч рублей каждая; 4 100 премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тысяч рублей каждая.
 
В 2006 году на поддержку талантливой молодежи выделено 200 млн рублей, из них по состоянию на 15 сентября 2006 года 33,7 млн рублей уже перечислены в регионы. Списки кандидатов на премию Президента Российской Федерации представлены 73 субъектами Российской Федерации. В августе 2006 года был утвержден список 1 687 победителей и призеров конкурсных мероприятий, которым в 2006 году присуждены премии для поддержки талантливой молодежи. В настоящее время осуществляется перечисление средств в объеме 54,21 млн рублей на лицевые счета 1 487 победителей и призеров конкурсных мероприятий [3].
 
Кроме того, принят федеральный закон, предусматривающий увеличение размера стипендий студентам средних и начальных образовательных учреждений. С 1 января 2006 года увеличен размер стипендий студентам и учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме, с 140 до 210 рублей (бюджетом 2006 года предусмотрено 1 027 млн рублей, в том числе 878 млн рублей - на образовательные учреждения среднего профессионального образования и 149 млн рублей - на начальное профессиональное образование) [6]. 
 
Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что с 1 января 2006 года специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации назначаются и выплачиваются аспирантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в размере 3 000 рублей, студентам высших учебных заведений в размере 1 200 рублей, студентам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - 700 рублей [7].
 
В рамках направления национального проекта "Развитие системы общеобразовательной подготовки военнослужащих" определен порядок проведения в 2006 - 2007 годах эксперимента по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В июле 2006 года на базе трех учебных центров начат эксперимент по обучению военнослужащих срочной службы восьми профессиям начального профессионального образования. До конца 2007 года планируется организовать начальное профессиональное обучение еще в 22 учебных центрах. В 2006 году на эти цели из федерального бюджета выделено 300 млн рублей.
 
Предусмотрена реализация проекта "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006 - 2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии на приобретение ежегодно не менее 3 500 школьных автобусов. Ежегодное финансирование этого направления составляет  1 млрд рублей.
 
Предполагается закупить учебное и учебно-наглядное оборудование для оснащения школ. Двухлетний объем финансирования этого мероприятия составляет 4,6 млрд рублей. 
 
В 2007 году добавятся еще два направления национального проекта "Образование" - государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные меры модернизации образования, и государственная поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. То есть регионы, активно развивающие образование, смогут претендовать на получение поощрений в рамках национального проекта. На поддержку субъектов Российской Федерации, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно планируется финансирование в объеме 3,5 млрд рублей [2]. По этому направлению в 2007 году в 20 российских регионах будут действовать "пилотные" проекты. Механизм реализации мероприятия заключается в переходе на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, новую систему оплаты труда, в реструктуризации сети образовательных учреждений.
 
По результатам второго конкурса среди учреждений начального и среднего профессионального образования планируется определить 100 – 150 учебных заведений, каждое из которых получит по 50 млн рублей [2].
 
Безусловно, финансирование образовательный сферы лишь за счет средств федерального бюджета не разрешит сложившуюся за многие годы ситуацию в образовании. Для повышения качества образования необходимо не только сохранение темпов роста бюджетного финансирования, а также эффективная реализация предусмотренных мероприятий, но и увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников. Не менее важно, вслед за оздоровлением экономики образовательной сферы более компетентно решались содержательные проблемы обучения, воспитания и профессиональной подготовки представителей подрастающего поколения и заинтересованных категорий трудоспособного населения. Нам надо заново осмыслить цели и ценности, присущие образованию как социальному институту, ответственному за воспроизводство человека как социального существа. От этого зависят трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал нашего общества, темпы и направления его развития, т. е. именно в сфере образования во многом предрешается будущее России.
 
Литература
 
1. Качественное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml.
2. На поддержку регионов, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно будут выделяться 3,5 млрд рублей. Итар-Тасс 04.08.06 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/news/press-review/2785.
3. В Минобрнауки подвели итоги реализации нацпроекта "Образование" за восемь месяцев текущего года. 22.09.06 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/themes/2006/09/222055_5304.shtml.
4. Права человека и модернизация российского образования [Текст]: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: ИД "Юриспруденция", 2006.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 г. № 751.
6. О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда": Федеральный закон РФ от 22.12.05 г. № 177-ФЗ.
7. О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования: Постановление РФ от 14.07.06 г. № 430.
8. Об исполнении федерального бюджета за 1999 год: Федеральный закон РФ от 19.06.01 г. № 80-ФЗ.
9. Об исполнении федерального бюджета за 2000 год: Федеральный закон РФ от 23.04.02 г. № 39-ФЗ.
10. Об исполнении федерального бюджета за 2001 год: Федеральный закон РФ от 07.06.03 г. № 67-ФЗ.
11. Об исполнении федерального бюджета за 2002 год: Федеральный закон РФ от 08.05.04 г. № 35-ФЗ.
12. Об исполнении федерального бюджета за 2003 год: Федеральный закон РФ от 04.04.05 г. № 44-ФЗ.
13. Об исполнении федерального бюджета за 2004 год: Федеральный закон РФ от 15.04.06 г. № 52-ФЗ.
14. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон РФ от 23.12.04 г. № 173-ФЗ.
15. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон РФ от 26.12.05 г. № 189-ФЗ.
16. О федеральном бюджете на 2007 год: Проект федерального закона, первое чтение в Государственной Думе ФС РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp?c=335233-4.
 
 
 

Версия для печати

« Назад