На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Обсуждение законопроекта о материнском капитале вскрыло целый ряд нерешенных проблем в социальной сфере

http://www.parlcom.ru – 08.12.06

Комитет по делам женщин, семьи и детей провел парламентские слушания на тему: "О проекте федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, Общественной палаты, общественных объединений, а также ведущие специалисты в области семьи и демографии.

Открывая слушания, председатель Комитета Екатерина Лахова сообщила, что для подготовки законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе создана рабочая группа, которую возглавил Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов.

"Суть принятого в первом чтении проекта, - напомнила Е.Лахова, - заключается в том, что женщине, родившей или усыновившей второго или третьего ребенка после 1 января 2007 года, один раз предоставляется право на материнский капитал в размере 250 тысяч рублей". Указанная сумма будет ежегодно пересматриваться с учетом темпов роста инфляции. Распорядиться капиталом можно будет через три года после рождения ребенка. Предусмотрены три направления распоряжения средствами материнского капитала: улучшение жилищных условий, образование ребенка и формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Председатель Комитета сообщила, что в Государственную Думу поступает много предложений по доработке законопроекта. Они касаются уточнения круга лиц, которым будет предоставляться материнский (семейный) капитал, порядка оформления документов на получение капитала, расходования средств материнского капитала на приобретение жилья, особенно в сельской местности, на образование детей. Предлагается направлять средства капитала не только на улучшение жилищных условий, образование детей и пенсионное обеспечение матерей, но и на образование матери, а также на оплату лечения детей.

"Наша задача сделать закон полезным и понятным и для граждан, и для тех органов, которые будут его исполнять", - сказала Е.Лахова.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития Любовь Глебова сообщила, что сумма расходов, связанных с реализацией закона о материнском капитале, по предварительным данным, составит 131,8 млрд. рублей. Денежные средства, начиная с 2010 года, будут предусматриваться в федеральном бюджете. Указанные средства предполагается переводить в бюджет Пенсионного фонда по заявке, сформированной на основании заявлений о распоряжении семейным капиталом. Действие закона, сообщила Л.Глебова, ограничится периодом с 1 января 2007 года до 31 декабря 2016 года, после чего "планируется дать оценку проведенным мероприятиям и принять решения, необходимые для дальнейшего улучшения демографической ситуации в Российской Федерации".

Л.Глебова не подержала предложение об использовании материнского капитала на оплату медицинских услуг. В соответствии с Конституцией и Основами законодательства об охране здоровья граждан, пояснила она, медицинская помощь предоставляется бесплатно в рамках программы государственных гарантий. "Объем помощи должен быть таким, чтобы обеспечить полное выздоровление, - сказала заместитель министра. - Следовательно, средства материнского капитала могут быть использованы только в частном здравоохранении. Значит, поддержка такого предложения свидетельствовала бы о неспособности государства обеспечить конституционные права граждан в полном объеме". Признавая, вместе с тем, что "решение данного вопроса требует большого внимания Правительства", Л.Глебова отметила, что проблема должна решаться не в рамках закона о материнском капитале, а ежегодно при формировании бюджета.

Председатель правления Пенсионного фонда Геннадий Батанов обратил внимание участников слушаний на ряд проблем, с которыми в будущем может столкнуться фонд как правоприменитель. В соответствии с законопроектом, на Пенсионный фонд будут возложены функции по выдаче именных сертификатов на право распоряжения семейным капиталом и ведению регистра лиц, имеющих такое право. Г.Батанов предложил привести законопроект о материнском капитале в соответствие с нормами закона об информации, информационных технологиях и о защите информации и закона о персональных данных.

Недопустимо, по словам Г.Батанова, осуществлять расходы на ведение регистра, изготовление сертификатов и работу с персональными данными за счет страховых взносов. Компенсировать эти расходы должен федеральный бюджет.

Вопрос о прекращении права на семейный капитал должен быть решен в самом законе. Кроме того, потребуется внести изменения в пенсионное законодательство в части распоряжения и управления средствами, направляемыми на формирование накопительной части пенсии.

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что в Налоговый кодекс уже внесены изменения, в соответствии с которыми сумма материнского капитала не будет облагаться подоходным налогом.

Председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев отметил, что есть немало оснований для критики положений законопроекта, касающихся вопросов распоряжения материнским капиталом для образования детей. Законопроект предполагает, что средства капитала могут быть использованы на образование только в негосударственных вузах. По словам Н.Булаева, это неверно. Каждый год в 400 тысячах семьях появляется второй ребенок. В негосударственные вузы принимаются порядка 250 тысяч человек. Государственные вузы ежегодно принимают на бюджетные места около 600 тысяч человек и приблизительно столько же на платные. Между тем, количество выпускников 11-х классов из года в год уменьшается. Только в 2007 году выпускников станет меньше на 170 тысяч человек. "Это означает, что в будущем ряд вузов перестанет существовать, пояснил Н.Булаев. - Есть основание предположить, что это будут именно негосударственные вузы. Если принять закон в предложенной редакции, конкурс в негосударственные вузы возрастет, а значит, поднимется и цена за обучение". Кроме того, проблема не только в плате за обучение. Не каждая семья может содержать ребенка, пока он учится. Нужны деньги на дорогу, на оплату жилья и питание.

Депутат Лиана Пепеляева предложила установить исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи сертификата и перечень оснований для отказа в выдаче сертификата на обладание и право распоряжения семейным капиталом.

Член Общественной палаты Елена Ершова, отметила, что закон, проект которого обсуждается, может принести очень большое благо, но, если обмануть ожидания матерей, может возникнуть "ситуация, по сравнению с которой последствия 122-го закона покажутся цветочками".

Председатель Законодательного Собрания Калужской области Павел Каменский предложил предусмотреть возможность использования материнского капитала на индивидуальное строительство и для участия в жилищно-строительных кооперативах. Кроме того, он предложил вводить закон поэтапно, а для начала провести эксперимент в ряде субъектов Федерации.

Депутат Владимир Семаго подчеркнул, что расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификаитов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом должны учитываться не в общем объеме расходов Пенсионного фонда, а отдельно.

По окончании дискуссии Л.Глебова отметила, что обсуждение законопроекта вскрыло весь пласт нерешенных проблем в социальной сфере. Однако законопроект о материнском капитале не является единственным в череде мер, которые уже приняты, принимаются и будут приниматься для решения демографической проблемы и задачи укрепления института семьи. Следующим шагом, по ее словам, должно стать "увеличение всех социальных выплат".

Участники парламентских слушаний рекомендовали Государственной Думе доработать законопроект с учетом высказанных предложений и замечаний.

В адрес Правительства высказано предложение подготовить нормативные правовые акты, определяющие механизмы использования материнского капитала и разработать комплекс мер, направленных на решение до 2010 года проблем, связанных с оказанием детям высокотехнологичной медицинской помощи.



Версия для печати

« Назад