На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Налогообложение дивидендов, полученных от стратегических инвестиций
 
"Корпоративный юрист" № 11 – 29.11.06
 
4 октября 2006 г. Государственной Думой РФ в первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на приведение российского налогового законодательства в соответствие с тенденциями мирового экономического развития с целью повышения конкурентоспособности российской налоговой системы.
 
В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся зарубежных стран проводится политика по стимулированию создания и функционирования разветвленных производственных холдинговых структур, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность на мировых рынках. Данная тенденция находит свое отражение как в национальных законодательствах, так и в международных актах. Законодательство большинства развитых стран направлено на привлечение инвестиций путем предоставления налоговых льгот стратегическим инвесторам, а также на создание благоприятных условий для размещения головных компаний холдингов под своей юрисдикцией.
 
Как отмечают специалисты, чтобы государство стало привлекательным для размещения на его территории холдинговой компании, должны быть соблюдены следующие условия:
- дивиденды, отправляемые дочерней компанией головной компании, либо вообще  освобождаются от налогообложения, либо облагаются налогом по низкой ставке в юрисдикции дочерней компании. Как правило, этот вопрос разрешается путем заключения  между государствами,  где функционируют указанные компании, соглашений об избежании двойного налогообложения;
- дивиденды, получаемые головной организацией от дочерней компании, либо   полностью освобождаются от налогообложения в юрисдикции головной компании, либо  облагаются налогом  низкой ставке;
- доход, получаемый головной организацией от продажи акций в дочерней, либо совсем освобождается  от налогообложения, либо к нему  применяется очень низкая налоговая ставка в юрисдикции головной компании;
- дивиденды, выплачиваемые головной организацией своей материнской компании, либо освобождаются от налогообложения, либо облагаются по пониженным ставкам.
 
С учетом этого в качестве элемента налоговой политики в государствах с высоким уровнем налогообложения (Дания, Испания, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.) национальный закон предоставляет холдинговым компаниям возможность снижения налоговой ставки при обложении дивидендов как получаемых резидентной холдинговой компанией, в том числе от иностранной дочерней организации, так и выплачиваемых своим акционерам (участникам) (ставки налога на прибыль корпораций и индивидуального подоходного налога в этих государствах находятся в пределах 30 - 60 %, ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15-35 %).
 
Для получения означенных льгот инвестиционные вложения холдинга,  как правило, должны отвечать требованиям к размеру вклада в уставный капитал (в процентом или абсолютном выражении), а также к сроку владения соответствующей долей (1-2 года). При этом пониженные ставки не применяются, если иностранный источник дивидендов расположен на территории с нулевым или сниженным налогообложением. 
 
Директивой Евросоюза о материнских и дочерних компаниях также предусмотрены льготы при выплате дивидендов дочерней организацией своей головной компании, если эти компании находятся в различных государствах Евросоюза. Проведенное Еврокомиссией исследование показало, что законодательство большинства стран ЕС предусматривает разный уровень налогообложения дивидендов, получаемых частными инвесторами от компаний-резидентов и компаний, зарегистрированных в других государствах ЕС. Поэтому  Еврокомиссия направила в Евросовет и Европарламент обращение с требованием обеспечить унификацию налогообложения дивидендных выплат внутри Евросоюза.
 
В России на уровне национального закона проблема создания благоприятных условий для размещения холдингов не решена, в том числе и в части налогообложения дивидендов. Дело в том, что, согласно НК РФ, налоговая ставка при получении  российской организацией дивидендов от российского источника составляет 9%, а  от иностранного – 15% . Для второго случая ставка налога может быть снижена соглашением об избежании двойного налогообложения. В настоящее время в РФ действует около 70 подобных соглашений. Практически в половине из них предусмотрено, что при наличии вклада в уставный капитал иностранной организации в определенном размере (в процентном или абсолютном выражении) при налогообложении дивидендов должна применяться пониженная ставка налога.
 
Однако ни одно из действующих соглашений не предусматривает полного освобождения от налогообложения в РФ дивидендов, получаемых от иностранных источников. Таким образом, в вопросе налогообложения инвестиционных доходов положения применяемого в России налогового законодательства не отвечают тенденциям мирового экономического развития.
В мае 2005 г. в Бюджетном послании Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин указал на необходимость совершенствования налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества, что должно стимулировать размещение холдинговых компаний в России. Аналогичная идея была выражена и в Бюджетном послании Федеральному Собранию в 2006 г., где констатировалась важность принятия решения об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества. При этом была отдельно отмечено, что следует установить четкие условия предоставления данной льготы, а также механизмы, препятствующие злоупотреблениям с целью уклонения от уплаты налогов.
 
По оценкам специалистов, потери бюджета от отмены 9%-ного налога составят от 10 до 30 млрд рублей, а потенциальная выгода может оказаться существенно большей.
 
В этой связи депутатами был подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ законопроект "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который в первую очередь направлен на повышение конкурентоспособности российской налоговой системы при обложении доходов от стратегического инвестирования, осуществляемого российскими организациями.
 
Законопроект предусматривает возможность применения ставки налога на прибыль  при получении российскими организациями дивидендов от стратегических инвестиций в российский и зарубежный бизнес. Такими, по мнению инициаторов законопроекта, являются инвестиции, которые характеризуются долгосрочностью владения крупной долей в уставном капитале. С учетом позиции, выраженной Правительством РФ, законопроектом установлено, что для применения нулевой ставки налога срок владения должен быть не менее 365 дней, а размер участия в капитале должен составлять не менее 50%. Помимо этого, принимая во внимание развитие рынка ценных бумаг и возможные объемы соответствующих сделок в абсолютном выражении, аналогичное право предусмотрено и для случаев владения производными финансовыми инструментами, предоставляющими право на получение не менее 50 % распределяемых дивидендов, а также для случая, когда стоимость  доли в уставном капитале или производных финансовых инструментов составила не менее 1 млрд рублей.
 
В целях избежания двойного налогообложения и в то же время недопущения применения предложенного механизма  в схемах с использованием оффшорных предприятий предусмотрено, что в государстве, где расположен источник дивидендов, фактическая ставка налога, аналогичного налогу на прибыль, должна составлять не менее 2/3 от базовой ставки российского налога на прибыль, т.е. быть не менее 16 %. При этом не менее 50% выручки иностранной организации должно быть получено от реальной производственной деятельности, т.е. от деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам (роялти), дивидендов и процентов по предоставленным займам. Исключение составляет случай, когда вся выручка иностранной компании – источника дивидендов состоит из дивидендов от третьей организации, инвестиции в которую также являются стратегическими, а ставка налогообложения в государстве, где находится эта  организация, также составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль в РФ.
 
Для случаев, когда инвестиции российской организации не являются стратегическими (т.е. не отвечают перечисленным требованиям), предложено использовать единую ставку в размере 9 % вне зависимости от того, кто является источником дивидендов.
 
Помимо этого, законопроект содержит положения, направленные на устранение дискриминационных норм и совершенствование администрирования налогообложения дивидендов. В частности, в настоящее время при выплате российскими организациями дивидендов физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, применяется ставка 30%,  тогда как с  иностранной организации удерживается налог по ставке 15%, а с физических лиц – налоговых резидентов РФ – по ставке 9%. Законопроектом подобная диспропорция устраняется: предлагается единая ставка в размере 15% для доходов, получаемых "иностранцами" от долевого участия в российских организациях.
 
Правительство РФ в своем заключении поддержало законопроект при условии его доработки. С учетом выраженных при этом замечаний  инициаторами законопроекта была подготовлена его новая редакция, которая 4 октября 2006 г. принята Государственной Думой РФ в первом чтении.
 
В ходе дальнейшего рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ должны быть решены отдельные вопросы администрирования нового порядка налогообложения, внесены корректировки в используемую терминологию, в частности, с целью приведения ее в соответствие с действующим законодательством об акционерных обществах.

Версия для печати

« Назад