На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Поставлена задача –  стабилизация численности населения страны
 
Радио "Слово" -  22.09.06  
 
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года была поставлена задача стабилизации численности населения. Сегодня о демографической ситуации в стране мы беседуем с Координатором Всероссийской политической партии "Единая Россия" по национальным проектам, депутатом  Государственной Думы Л. В. Пепеляевой.
 
Лиана Витальевна, какие факторы влияют на показатель численности населения?
 
Как известно, на этот показатель влияют три фактора: рождаемость, смертность и миграция. В 2005 году на 2,3 миллиона умерших пришлось 1,5 миллиона новорожденных. В прошлом году на 100 женщин детородного возраста пришлось только 134 ребенка, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирает в России в трудоспособном возрасте. Важной составляющей демографической проблемы России является также миграция. В целом сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал, создает угрозу будущему страны.
 
Лиана Витальевна, какие меры реагирования предприняты органами государственной власти для решения демографической проблемы в стране?
 
Сформулированные в Послании Президента Федеральному Собранию направления по улучшению демографической ситуации в стране условно можно объединить в три крупных блока: снижение смертности, привлечение из-за рубежа наших соотечественников и стимулирование рождаемости.
 
Основными мероприятиями с целью снижения смертности являются мероприятия по реализации программы безопасности движения, пресечения ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции и формированию у граждан стремления к здоровому образу жизни.
 
По направлению "Стимулирование рождаемости" предусмотрен комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Предполагается увеличить размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, компенсировать затраты на детское дошкольное воспитание, реализовать мероприятия по стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить в распоряжение мамы базовый материнский капитал, увеличить стоимость родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тысяч рублей, создать сеть современных перинатальных центров и обеспечить родильные дома необходимым оборудованием и специальным транспортом.
 
Лиана Витальевна, какие из перечисленных Вами мероприятий уже начали реализовываться?
 
По направлению в части увеличения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с целью правового обеспечения реализации этого мероприятия работа началась еще в июле этого года. 7 июля 2006 года Правительство Российской Федерации внесло соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". 8 сентября Государственная Дума приняла этот законопроект в первом чтении.
 
Законопроект устанавливает минимальный размер пособия 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей. При этом предполагается расширить круг лиц - получателей этого вида пособия. Впервые ежемесячное пособие по уходу за ребенком устанавливается для неработающих женщин. Для работающих женщин размер пособия установлен в размере 40 % среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. То есть для работающих женщин с высокой заработной платой размер пособия может выше минимального. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей с учетом районного коэффициента.
 
Вводится новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в любой вид замещающей семьи (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8 000 рублей.
 
Предполагается во втором чтении проект федерального закона рассмотреть приблизительно в начале октября, третье чтение также пройдет быстро.
 
Лиана Витальевна, что предполагается предпринять для улучшения ситуации в детском дошкольном образовании?
 
Действительно, в настоящее время ситуация в этой сфере является кризисной. В этом году очередь на посещение детских дошкольных учреждений составляет в целом по России более 900 тыс. детей. При этом посещают детские сады 4,6 млн детей. С 1991 года общее число детских дошкольных учреждений в России сократилось почти в 2 раза. Число детей дошкольного возраста также сократилось с 13,2 млн человек до 7,7 млн человек, но вместе с тем охват детей дошкольными образовательными учреждениями по сравнению с 1991 годом уменьшился довольно значительно, то есть сокращение количества детских дошкольных учреждений происходило более высокими темпами, чем сокращение числа детей соответствующего возраста. По данным Росстата, за текущий год размер родительской платы за посещение детьми дошкольных учреждений увеличился на 22%. Это самый высокий рост среди прочих видов товаров и услуг.
 
Для урегулирования существующей ситуации с 1 января 2007 года предполагается ввести компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении. Размер этой выплаты будет зависеть от числа детей в семье.  Если в семье один ребенок, размер выплаты будет составлять 20% от платы, взимаемой с родителей за посещение детского дошкольного учреждения, если в семье два ребенка, то размер компенсации составит 50% родительской платы, а если трое и более детей, то компенсироваться будут 70% родительской платы. Предполагается выделить на финансирование этого мероприятия из федерального бюджета 8 миллиардов рублей.
 
Лиана Витальевна, какие мероприятия включает направление в области миграции?
 
Безусловно, без эффективной миграционной политики невозможно достичь демографического роста.
 
В июле этого года был принят Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который предусматривает упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.
 
Еще ранее, в июне, был внесен в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предлагающий превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение установленных правил. Законопроект предлагает установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обеспечивает необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам.
 
26 июня 2006 года Президент Российской Федерации подписал Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Целью этой программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Россию соотечественников, а также компенсация естественной убыли населения за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства.
 
 В целом миграционная политика России ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных граждан, уважающих традиции и культуру России.
 
Надеюсь, реализация этих мероприятий создаст предпосылки для решения демографической проблемы в России.
 

Версия для печати

« Назад