На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Извлечение из прибыли.
Прибыльное управление госимуществом откладывается на неопределенный срок

"Российская газета" № 272 – 02.12.05

Муниципальная реформа, дающая местным властям полномочия, но не гарантирующая необходимые финансы, заставляет их активно искать все доступные способы пополнения казны. Так что в ближайшее время ожидаются перемены не только в имущественных налогах, но и в управлении госсобственностью.

Такой вывод можно сделать по итогам дискуссии, в которой принимали участие представители законодательной и исполнительной ветвей власти России и Германии, а также бизнеса, специализирующегося на управлении недвижимостью. Немецких специалистов к участию в "круглом столе" наши законодатели подключили не случайно: во-первых, имущественное право в Германии и России во многом схоже, и зарубежный опыт активно использовался нами при подготовке законодательства по приватизации и иных "имущественных" актов. А во-вторых, после слияния двух Германий немцам пришлось заниматься тем же, чем сегодня озабочено наше государство: для начала провести полную инвентаризацию всех земельных участков с расположенным на них имуществом на территории бывшей ГДР. Затем оценить каждый объект и решить, что со всем этим "добром" делать – что оставить в федеральной собственности, что передать на уровень земель (читай – наши субъекты Федерации) и муниципалитетов, а что и продать с молотка.

В результате, по словам представителя министерства финансов Германии Манфреда Вайдемана, при общей стоимости имущественного комплекса в 17,5 млрд. евро, содержание которого в массе оставалось убыточным, после реорганизации ежегодные поступления в бюджет составили 1,2 млрд. евро. Впрочем, не обошлось без конфликтов – из-за разногласий по принадлежности объектов к тому или иному уровню.

Именно с этой проблемой сейчас вплотную сталкивается и Россия. В контексте проводимой реформы местного самоуправления в России законодательство, регулирующее управление недвижимостью, будет серьезно корректироваться.

В соответствии с Законом об организации местного самоуправления до 1 января 2009 года на местах должны принять решение об отчуждении или перепрофилировании муниципального имущества, не предназначенного для реализации властных полномочий. Сроки очень сжатые, а по процедуре второй "местной" приватизационной волны идут бурные дискуссии. Например, активно обсуждается вопрос о предоставлении преференции при приватизации государственного имущества отдельным категориям субъектов.

По словам члена Комитета Госдумы по собственности Лианы Пепеляевой, если будет принято политическое решение о предоставлении преференции при приватизации, то правовое разрешение проблемы должно быть иным. "Должно быть отдельное законодательное регулирование этого вопроса вне рамок основного 3акона о приватизации, – считает депутат. – Такой законопроект об особенностях участия малых предприятий в приватизации арендованного ими имущества подготовлен в нашем комитете. Он предлагает ввести трехлетний – с 1 января 2006 по 1 января 2009 года – специальный внеконкурсный способ приватизации – выкуп малым бизнесом арендуемого им не менее трех лет государственного и муниципального имущества".

Но только "закрепить" за каждым объектом хозяина недостаточно. Собственники меняются – это происходит постоянно. Поэтому чтобы управлять недвижимостью эффективно, нужна единая информационная база – единый кадастр. При этом специалистам Роснедвижимости (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) приходится "разгребать" последствия приватизации 90-х годов, когда передача в собственность зданий и сооружений проходила в отрыве от расположенных под ними земельных участков. Теперь на базе земельного кадастра создается база единых объектов недвижимости, куда вошло уже 70 процентов из 40 миллионов земельных участков, а формирование единых объектов (земля плюс то, что на ней) должно завершиться к 2008 году. Примерно тогда же Роснедвижимость должна приступить к массовой оценке стоимости сформированных объектов недвижимости – для перехода к новой модели налогообложения. Предполагается, что произойдет это в 2010—2011 годах. Правда, некоторые эксперты считают, что выполнить столь обширный объем работы в такие сроки нереально.

Что касается управления недвижимостью, которая остается в госсобственности, до сих пор оно осуществляется в основном на основании арендного договора или договора доверительного управления, что предусмотрено Гражданским кодексом. Отдельного специального закона, регулирующего эти правоотношения, пока нет. Между тем, по мнению зампредседателя Комитета Госдумы по собственности Евгения Богомольного, ни договор аренды, ни договор доверительного управления не обеспечивают возможность привлечения инвестиций при управлении собственностью, хотя именно привлечение частного капитала и обеспечение более эффективного использования собственности и есть главная задача имущественной реформы.

Впрочем, первый шаг в этом направлении законодатели сделали – в частности, в июле, как уже сообщала "РГ", был принят Закон "О концессионных соглашениях". По нему автодороги, инженерные транспортные сооружения (туннели, мосты), трубопроводы, порты, аэродромы, а также объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта – всего 14 видов госимущества — могут передаваться собственником-государством инвестору для эксплуатации и извлечения прибыли. На выходе и необходимые подзаконные акты, в частности, минэкономразвития разработан проект типового концессионного соглашения.

Ирина НЕВИННАЯ


Версия для печати

« Назад