На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Экономика нуждается в концессиях

"Континент Сибирь" № 28 – 29.07.05

Процесс развития экономики России в настоящее время требует повышения эффективности использования и рентабельности государственного имущества, привлечения инвестиций. Данное требование может быть удовлетворено лишь при условии совершенствования правовой базы. Страны с развивающейся рыночной экономикой, наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между частным инвестором и государством как владельцем собственности.

В этих целях широко используются концессионные договоры, особенно для реализации крупных проектов в области недро- и природопользования. За рубежом концессии получили широкое распространение в различных отраслях, в том числе в сфере социальной инфраструктуры. Договоры концессии могут быть заключены в отношении автодорог, объектов железнодорожного транспорта, здравоохранения, морских и речных портов, аэродромов, метрополитена и так далее.

Российская экономика сегодня нуждается в концессиях, так как действующий административно-разрешительный, лицензионный порядок природопользования оказался неэффективным (не созданы предпосылки для массового притока инвестиций).

Концессии – весьма эффективный механизм, который может использоваться государством с целью вложения средств в объекты государственной и муниципальной собственности, не теряя при этом права собственности на них. Инвестор в этой ситуации несет все риски, но имеет возможность получить определенную прибыль в будущем от долгосрочных инвестиций.

Отличительная особенность концессионного соглашения заключается в том, что объекты договорных отношений находятся в монопольном обладании только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публично-правового образования. Другая сторона соглашения – частное лицо, принимающее на себя определенные обязательства в обмен на предоставляемые ему права. В связи с этим государство посредством концессионного соглашения предоставляет права, которые недоступны или ограниченно доступны в гражданском обороте.

Хорошо известные российскому законодательству гражданско-правовые договоры (аренды, подряда и другие) могут быть использованы лишь в отношении таких объектов договорных отношений, которые подлежат обороту без ограничений, и таких видов деятельности, которые не находятся в исключительном ведении государства. Объекты, оборот которых ограничен или полностью исключен, виды деятельности, которые могут осуществляться только государством, находятся в этом смысле вне сферы правового регулирования. Выходом из данной ситуации и станут концессии. Однако в России практика заключения концессионных договоров не распространена, что обусловлено отсутствием необходимой правовой базы. Теперь этот недостаток исправлен – на весенней сессии 2005 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон "О концессионных соглашениях", проект которого был внесен на рассмотрение нижней палаты еще в 1996 году.

В соответствии с законом, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент при этом обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный соглашением. Закон предполагает передачу в пользование частному инвестору объектов, находящихся в государственной собственности, которые не могут быть приватизированы. При этом закон содержит закрытый перечень объектов концессионных соглашений.

Концессионное соглашение будет заключаться путем проведения открытого или закрытого конкурса. Закрытый конкурс проводится в случае, если сведения об объекте концессионного соглашения составляют государственную тайну, а также если объект имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Решение о заключении концессионного соглашения принимается правительством РФ, органом госвласти субъекта РФ или органом местного самоуправления – в соответствии с объектом соглашения.

Необходимо отметить, что разработчики законопроекта столкнулись с определенными концептуальными трудностями, связанными прежде всего с несоответствием модели концессионного соглашения принципам российского гражданского права. Это обусловлено тем, что одной из сторон выступает властный субъект – публично-правовое образование, – который при заключении договора руководствуется интересами общественного блага, необходимостью удовлетворения общественных потребностей, то есть его цели не являются коммерческими. Другая сторона договора – предприниматель – напротив, вступает в договорные отношения исключительно с целью извлечения прибыли. Кроме того, объектом концессии является "особое" имущество. Все это среди прочего стало причиной рассмотрения проекта закона в течение десяти лет.

Для того чтобы практика заключения концессионных соглашений получила широкое распространение необходимо, чтобы данный закон работал, и интересы как инвесторов, так и собственников были защищены. Основываясь на анализе принятого Госдумой в третьем чтении правового акта, можно отметить следующие положительные моменты для инвесторов.

Во-первых, инвестор получает объект концессионного соглашения, свободный от прав третьих лиц. Во-вторых, концессионное соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке по решению суда лишь в случаях, прямо установленных законом или соглашением. В случае, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера, стороны изменяют концессионное соглашение в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения. Условия и порядок внесения таких изменений определяются концессионным соглашением. В-третьих, законом предусматривается строго регламентированная процедура заключения соглашения.

Лиана Пепеляева, депутат Государственной Думы


Версия для печати

« Назад