На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Журналистам

Лиана Пепеляева: "Основная цель принятия закона – улучшить положение кредиторов в случае банкротства должника, в том числе банка"
 
28 апреля 2009 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
 
Принятым Федеральным законом вносятся изменения в базовый закон о несостоятельности, в закон о банкротстве кредитных организаций, а также в закон "О банках и банковской деятельности".
Изменения можно разделить на несколько блоков.
 
Первый блок – совершенствование порядка оспаривания сделок, совершенных должником. Речь идет о сделках, которые совершены в нарушение интересов кредиторов. Это сделки, когда имущество должника выводится из состава активов, а  равноценный эквивалент не получается.
Законом устанавливаются новые виды оспоримых сделок. Это так называемые подозрительные сделки должника и сделки с предпочтительным предоставлением.
 
Подозрительная сделка может быть оспорена по объективному критерию – если полученное должником по сделке очевидно неравноценно переданному. Кроме того применяется субъективный критерий – намерение должника причинить вред кредиторам.
 
До сих пор оспаривать сделки было проблематично потому, что сложно доказывать умысел на причинение ущерба. Нередко в преддверии банкротства руководство должника заранее готовит все необходимые фиктивные документы.
 
Поэтому законом упрощена процедура доказывания умысла. Предполагается, что умысел есть, если имеется совокупность определенных доказательств. Например, если должник продолжает фактически владеть имуществом.
 
Другая категория оспоримых сделок – это сделки с предпочтительным предоставлением. Это сделки, которые позволяют отдельным кредиторам получить с должника свой долг "вне очереди", то есть с нарушением очередности, установленной законом.
 
В целом в законе конкретно установлены условия, при наличии которых сделки могут быть признаны недействительными, а также детально прописаны последствия признания сделок недействительными. Примечательно, что вопрос об оспаривании сделок теперь будет решаться судом не в отдельном иске, а в рамках дела о банкротстве. Это позволит суду учитывать все важные обстоятельства дела.
 
Второй блок норм нацелен на привлечение к имущественной ответственности тех лиц, которые способствовали банкротству должника. С этой целью специально введено понятие "контролирующее должника лицо". Это, например, может быть мажоритарный акционер, который имеет право давать обязательные указания должнику.
 
Если организация стала банкротом по вине ее контролирующих лиц, на них может быть возложена так называемая субсидиарная ответственность по долгам компании. Сходные нормы существовали и ранее, но сейчас они детализированы и дополнены. Например, руководитель организации, в том числе банка, теперь привлекается к имущественной ответственности, если он не обеспечил ведение бухгалтерского учета и отчетности об имуществе и обязательствах должника. Контролирующие лица признаются виновными, если их решения или действия не соответствовали принципам добросовестности и разумности.
 
Вопрос о привлечении к ответственности теперь будет рассматриваться не отдельно после завершения процедур банкротства, а в самом деле о банкротстве. Причем закон содержит нормы, которые стимулируют арбитражных управляющих ставить вопрос о привлечении виновных к имущественной ответственности.
 
Третий блок – это специальные нормы, касающиеся кредитных организаций. Уточняются признаки банкротства кредитной организации, которые теперь могут быть определены даже без отзыва лицензии. На членов совета директоров банка, его руководителя или членов правления теперь возложена обязанность принимать меры по финансовому оздоровлению или реорганизации банка.
 
Определены обязанности руководителя, членов органов управления, учредителей кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности. В частности, должно быть созвано общее собрание для решения вопроса о ликвидации кредитной организации. При определенных условиях в Центральный банк должно быть направлено ходатайство об отзыве банковской лицензии. Если эти обязанности не исполняются, виновные лица привлекаются к субсидиарной ответственности по долгам банка. 
 
Лица, которые уже привлечены к ответственности, не смогут занимать должности руководителей кредитных организаций в течение трех лет. В течение 10 лет они будут не вправе приобретать больше 5 % акций или долей любой кредитной организации.
 
Принятие Федерального закона предотвратит незаконный вывод имущества должника в преддверии банкротства, а следовательно, усилит защищенность добросовестных кредиторов в процессе банкротства. В конечном итоге это позволит снизить риски кредитования, в том числе предприятий реального сектора экономики.

Версия для печати

« Назад